Участники делятся впечатлениями о тренинге для тренеров по Инклюзивному образованию в Узбекистане:
Динеева З., заместитель директора Ресурсного центра в школе №10, г.Ургенч:
«Раньше,не ведая нужной информацией о людях с особыми потребностями, я не могла объективно рассуждать на тему«Могут ли такие дети обучаться не в специализированных учреждениях?». Пройдя 10-ти дневной курс обучения тренеров, я многое для себя поняла: это такие же люди, как и мы, просто онинуждаются в повышенном внимании со стороны всего общества в целом. У них естьтакие же права, как и у всех. Онизащищены со стороны Законов, как в международномплане, так и внутри страны.
Пройдя тренинг для тренеров, я получила колоссальный жизненный опыт вобщении с новыми людьми, раскрыла какинтеллектуальный так творческий потенциал, приобрела навыки проведения тренингов, как с родителями, так и с педагогами, узнала много новой информации о людях с особыми потребностями и их возможностях».
Алиева Ф.Д., психолог филиала Республиканского Центра социальной адаптации детей (РЦСАД, г.Самарканд:
«За эти дни,лично мною пересмотрено и изменено понимание таких важных моментов, как особыйподход в обучении:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение, и быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- процесс обучения может заключаться в том, что именно могут делать дети, ане в том что требуется;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для меня теперьважен не сам процесс учебы в школе, а то, что учитель должен глубже мыслить,проще воспринимать ребенка с особыми потребностями и быть готовым к небольшимизменениям среды. Успех нашего проекта «Инклюзивное образование» в основном зависит от простых педагогов: от их открытости и готовности принять в класс ребенка с особыми потребностями.
От нас, подготовленных тренеров, зависит очень многое. Как мы преподнесем информацию обИнклюзивном образовании родителям детей с особыми потребностями, как сможемдостучаться до чувств родителей, не имеющих детей с особыми потребностями? Кактонко объясним педагогам и общественности об Инклюзивном образовании, чтобы этоне выглядело как вторжение, рушащее обычный, уже устоявшийся, привычный учебныйпроцесс? Самое главное для педагога – найти возможность коррекции учебногоплана и сочетания различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременнодетей разного уровня. Это трудно, но возможно. Инклюзия – это наилучший путьиндивидуализации в образовании, так как каждый ребенок - индивидуален и требуетдействительного особого подхода».
Успех проекта в основном зависит от простых педагогов: от их открытости и готовности принять в класс ребенка с особыми потребностями
Рахматуллаева Р., родитель ребенка с особыми потребностями, г.Самарканд:
«Главное, чтобы ребенок чувствовал себяполноценным членом общества и принес в дальнейшем ему пользу. Создавая условия для защиты детей с особыми потребностями, мы положим конец дискриминации и создадим условия для продвижения, участия, развития и вовлечения детей в жизнь общества».
Адилова Ш.А., педагог Детского образовательного учреждения № 76«Ивушка», г.Самарканд
«Впервыена семинаре я провела презентацию, после чего у меня появилось желаниесамостоятельно провести семинары и тренинги. В настоящее время, основываясь на полученные знания, хочу передать основную идею своим коллегам, о том, что «мы разные, но мы вместе».
Умарова Д, учитель школы №17, г.Самарканд:
«Мне, как преподавателю школы понравилась информация об основном навыке для эффективного обучения всех детей- дифференциации. Я поняла, что нет смысла преподавать всем детям одно и то же, одним и тем же способом, и ожидать от всех детей одинаковых результатов, успеваемости и достижений.
К сожалению,изначально большая часть преподавателей и родителей имеют предрассудки вотношении детей с особенными потребностями. Они полагают, что наличие таких детейбудет влиять на прогресс остальных детей. Однако предвзятое отношение частоменяются, когда люди более близко и регулярно начинают общаться с группой детейс особыми потребностями. Родители и педагоги осознают, что их стереотипное отношениеизначально было ошибочным».
Шадыбаев Р.Р., преподаватель колледжа легкой промышленности и экономики, г.Самарканд:
«До участия в тренингахя также как и многие другие люди мыслил стереотипами, считал, что детям, с особыми потребностями лучшенаходиться в специализированных учреждениях. Однако мое мышление кореннымобразом поменялось! Важной частью тренингов являлась работа в больших и малыхгруппах, благодаря им я оценил значимость команды, умение группы оперативнопринимать нестандартные решения, ощутил поддержку партнеров и уважение с их стороны.Я понял, что сейчас создается прочный фундамент для благотворной работы вбудущем».
Махмудова Е.И, учитель начальных классов школы №13, г.Самарканд:
«Инклюзия - это перемена. Перемены пугают всех. Такустроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Родители всех категорий детей нуждаются в поддержке, в формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Отношение сверстников к детям с особыми потребностями напрямуюзависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Насеминаре нам дали понять, что ребенок включается ровно настолько, насколько онможет. И его возможности постепенно повышаются, в том числе и за счет того, что он учится быть рядом с остальными детьми, а они учатся жить вместе с ним. Теперь я знаю, как работать с детьми с особыми потребностями и не боюсь этого…».
В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем людям. При этом создаются наилучшие условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Проходя социализацию в детском возрасте, обучаясь адаптироваться и получать знания среди сверстников, ребенок становится впоследствии активным и ценным членом общества, принося своей стране и человечеству очевидную пользу в виде результатов своего труда. Реализуя все свои потребности, такой человек ощущает себя абсолютно полноценным и счастливым, воспринимая свой физический недостаток как незначительный факт.
Инклюзивное обучение одинаково полезно, точнее,просто необходимо для развития всех категорий детей. Чем меньше возраст ребенка, попадающего в детский коллектив, тем раньше у него формируются механизмы адаптации в обществе, проигрываются видовые роли и приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья.
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-3065
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521
Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622
Партнеры
- Namangan shahar 11-maktab