Для детей с «особыми потребностями» появились новые возможности

Источник:газета «Даракчи» №22 от 28 мая от 2015 г.

НАРАВНЕ СО ВСЕМИ

В Узбекистане в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями», финансируемого Европейским Союзом открываются пилотные ресурсныецентры для обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

История Хафизы[1]

…Маленькая Хафиза не собиралась учиться в школе. Когда ее сверстники пошли в первый класс,мама Мухаббат, уходя на работу, заперла дочку на ключ, объяснив свои действия так: «Я не хочу, чтобы ты училась в спецшколе, а в обычную не отдам: тебя будутобижать, ты не потянешь программу, меня начнут вызывать и стыдить. Профессором все равно не станешь, а значит, и школа тебе ни к чему...»

И остаться бы девочке на всю жизнь неучем, если бы учительница начальных классов  столичной школы №324 случайно не узнала об этой ситуации от соседей. Вскоре она навестила Мухаббат и Хафизу и сразу поняла, в чем проблема. Малышка родилась с особыми потребностями, отец покинул семью, которая очень скоро приобрела статус неблагополучной.Пришлось объяснить матери Хафизы, что она не имеет права оставлять девочку без образования.Тем более, сама девочка, как оказалось, стремилась к знаниям. Преподаватель предложила на выбор: либо в спецшколу, либо в общеобразовательную школу и к ней в класс с инклюзивным обучением. «Поверьте, - убеждала она мать-упрямицу, - ееникто не будет обижать. Учиться ваша дочка будет по общей программе, но с индивидуальным подходом». Так, маленькая Хафиза влилась в учебу. И постепенно выяснилось, что у нее серьезные творческие наклонности. Она много и хорошо рисует, лепит фигурки из пластилина, поэтому педагог принялась направлять девочку в это русло и постепенно ввела в школьную редколлегию, поручая подготовку стенгазеты. Увидев работы Хафизы, окружающая детвора ими заинтересовалась, и контакт между ней и одноклассниками быстро наладился. А позже, с подачи той же учительницы, девочка записалась в кружки бисероплетения и рисования. Даже появились планы участия в различных творческих конкурсах в будущем. Пока же маленькая художница активно готовится к поступлению в первый класс, а ее мама мечтает о том, что дочь вольется в общую жизнь как полноценная личность.

Первые«ласточки»

Помимо школы  №324 Шайхантахурского района, где уже создан ресурсныйцентр по инклюзивному образованию для детей с особыми потребностями, определеныеще три  пилотные школы и три детских сада.В ближайшем будущем они будут включать таких ребятишек в свои образовательныепроцессы. В настоящее время там ведется большая работа. Такие же центры уже открыты в пятирегионах Узбекистана: в Ташкенте, Ургенче, Термезе, Намангане и Самарканде. Онипризваны стать «центрами единого окна» для продвижения, координации и оказанияинклюзивных образовательных услуг для детей с особыми потребностями, их семей,учителей, организаций и широкой общественности, которые косвенно или напрямуювносят свой вклад в это большое дело. Основной целью данных учреждений являетсязащита интересов этих малышей путем оказания консультационной поддержки, чтобы онибыли   полностью вовлечены в социуме и моглимаксимально развить свой потенциал.

-Ведь главное, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом общества ипринес в дальнейшем ему пользу, - утверждает координатор по инклюзивномуобразованию в Ташкентской области ДильдораТУЛЯГАНОВА.

Кстати…

  • - 9 декабря 1992 года одним из первых международных документов, ратифицированных Узбекистаном, стала Конвенция ООН о правах ребенка.
  • - В 2007 году в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях прав ребенка», в котором установлены гарантии прав детей в сфере здравоохранения, образования, соцобеспечения и всестороннего развития. И особый акцент здесь сделан на гарантии прав социально уязвимых детей и детей с особыми потребностями.
  • - В 2009 году Узбекистан подписал Конвенцию о правах инвалидов, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества.

- Любой ребенок имеет основное право на качественноеобразование, - продолжает Дильдора. - Дети, о которых идет речь имеют право надоступ к на обучение в обычных школах. А школам необходимо создавать условия набазе инклюзивных педагогических методов. Для каждого ребенка с ОВЗ будетразработан индивидуальный план обучения, в котором учтут   ожидаемый прогресс в развитии ученика иприблизительный период времени, в течение которого его можно ожидать. Показателемпрогресса послужат участие в школьных и внешкольных мероприятиях, эмоциональноеразвитие, социальное поведение, способность брать на себя ответственность засвои действия и за группу, психологическое и физиологическое состояние,ориентацию на местности и способность ребенка самостоятельно обслуживать себя.

Сломатьстереотипы

- Все, на что нацелены наши усилия, -говорит Дильдора ТУЛЯГАНОВА, - это осознание того, что личности с особыми потребностями имеют такие же права на образование и трудовую деятельность, каки мы с вами. Да и просто на счастливую жизнь. В нашем восприятии мы делим мирна нормальных, то есть абсолютно здоровых людей, и «других». Заметьте, какчасто при встрече с малышом с ОВЗ мама резко одергивает ребенка и шипит: «Несмотри на него!» Ребенок пугается маминой реакции и делает для себя вывод, чтолюди с нарушениями здоровья- те, кого следует избегать, чье общество являетсянежелательным и даже неприличным.

Да, основной барьер для людей «особой»группы - это мнение окружающих. И поэтому многие не верят, что дети сограниченными возможностями способны посещать школы наравне с остальными. И чтосотрудник, имеющий физические увечья, способен хорошо трудиться и быть полезнымсоциуму.

Диагноз- не приговор, главное - способности

Сегодня в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» предусмотрено включение около 800 детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста (от 2 до 10 лет) в учреждения системы общего образования с инклюзивным методом обучения. Хотя в Узбекистанеих гораздо больше. По каким же критериям отбирались эти 800?

- Наиболее важный критерий отбора - это способности ребенка к обучению, - поясняет руководитель проекта г-н Юрген БЕККЕР.Они оценивается по определенной методике, которая будет применяться соответствующими государственными ведомствами при помощи проекта. Необходимоотметить, что сам по себе диагноз ребенка не является единственным решающимфактором, а повторим – их способности.

Напервом этапе, для того, чтобы выбрать этих 800 детей, будет составлен «длинныйсписок» из примерно 1300 детей с самыми разными потребностями – физическими,ментальными, эмоциональными или другими – в возрасте от 2-х до 10 лет, которыене смотря на сложности могут получить пользу от инклюзивного образованияна  базе 30 пилотных общеобразовательныхшкол и детских садов, ставшим доступным в рамках деятельности проекта.

Затембудет проведена подготовка этих школ и детских садов для улучшения возможностейкаждой из 30 пилотных общеобразовательных школ и детских садов к принятию такихдетей. Отбор детей, а также подготовка образовательных учреждений осуществляется Министерством народного образования при поддержке проекта, -уточняет г-н Беккер.

Ресурсные центры по инклюзивному образованию для детей с особыми потребностями уже открыты в пяти регионах Узбекистана: в Ташкенте, Ургенче,Термезе, Намангане и Самарканде.

Ресурсные центры оказывают полную поддержку в данном процессе и открыты для любых обращений по вопросам инклюзивного образования детей с особыми потребностями, поступающих как от обычных граждан (родителей, учителей), так и экспертов, вовлеченных в данный процесс, и всех заинтересованных сторон. Ресурсные центры будут работать 15 часов в неделю для всех, кто ищет совета и помощи. Кроме того, туда можно обратиться за индивидуальной помощью или консультацией (в том числе анонимно) по следующим адресам и телефонам,

а также, через веб-сайт проекта inclusive-education.uz или страницу в Фейсбуке  https://www.facebook.com/inclusive.uz.


Регион

Имя

Номер телефона

Эл.почта

Наманган

Максуда Мухсинбаева

+998 91 367-75-05

m.muhsinbaeva@gmail.com

Самарканд

Рано Халилова

+998906033845

rano.halilova@mail.ru

Хорезм

Ильмира Кабулова

+998935019009

ilmira.kabulova@gmail.com

Сурхандарья

Ихтиер Темиров

+998905213405

ixtiyor_temirov@inbox.uz

Ташкент  

Дильдора Туляганова

+998(93)   523 65 98

+998 95 196 13 31

Ольга ФАЗЫЛОВА

(газета«Даракчи» №22 от 28 мая от 2015 г.)



[1]Имя изменено по желанию родителей.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-3065

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521 

Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622

Партнеры

  • Namangan shahar 11-maktab