«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ: ОПЫТ ПЕРВОГО УЧЕБНОГО ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Пресс-релиз
Дата: 1 августа 2016 года    
Место:  Республиканский центр социальной адаптации детей, г.Ташкент

1 августа 2016 г. в Республиканском центре социальной адаптации детей состоялся Медиа-брифинг, посвященный результатам первого «инклюзивного» года для детей с особыми потребностями в Узбекистане, осуществлённого в рамках совместного проекта.

Во вступительной речи, Алимова Василя Саттаровна, Директор Республиканского центра социальной адаптации детей, отметила, несмотря на то, что РЦСАД является основным бенефициаром проекта, реализация ведется непосредственно в тесной взаимосвязи с министерствами народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, высшего и среднего специального образования и финансов.

«Основной принцип инклюзивного образования – каждый ребенок обучаем, и каждый ребенок имеет право учиться. Все дети должны принимать активное участие в школьной жизни и жизни общества в меру своих возможностей. Очень важно, чтобы не только общество воспринимало детей с особыми потребностями неотъемлемой частью общества, но и сами дети видели себя как часть коллектива» - отметила Алимова В.С.

Удалось глубоко проанализировать существующую нормативно-правовую базу в сфере инклюзивного образования. Выявлено, что в законодательной базе Узбекистана очень много сильных сторон, но вместе с тем, стало понятно, что еще необходимо доработать, чтобы инклюзивное образование заработало, чтобы были созданы условия родителям и детям с особыми потребностями для получения ими качественного образования. Кроме того, в рамках проекта нам удалось ввести курс по инклюзивному образованию для студентов ВУЗов, разработать Долгосрочную  Национальную стратегию по инклюзивному образованию и План действий на 2016-2018 г.г., а также ряд других документов, касающихся обеспечения прав детей.

В презентации руководителя проекта, международного эксперта Стефании Алишаускене было отмечено, что в рамках проекта около 800 детей с особыми образовательными потребностями были включены в общеобразовательные школы и детские сады, где обучались с помощью педагогов, которые прошли курс «инклюзивное образование». Кроме того, открыто 5 пилотных ресурсных центров и 30 пилотных школ и детских садов в пяти регионах Узбекистана.

Роли ресурсных центров, созданных при содействии проекта, была посвящена презентация регионального эксперта по Ташкентской области Дильдоры Тулягановой. Как было отмечено в презентации,  Центры – являются ключевым звеном между родителями, общественностью и педагогами в продвижении инклюзивной формы образования. Так, в рамках деятельности центров с целью поддержки родителей и педагогов, осуществляются следующие мероприятия: проводятся регулярные встречи и визиты в пилотные школы и дошкольные учреждения проекта с целью мониторинга, сбора информации, оценки успеваемости и поведения учеников с особыми потребностями, оказания консультативно-методической помощи по вопросам инклюзивного образования, распространения печатных и методических материалов.

Далее, по программе брифинга, журналисты смогли непосредственно задать вопросы экспертам проекта и побеседовать с родителями детей с особыми потребностями, которые провели свой первый год в инклюзивной школе, узнать об их успехах, а также понять суть развития инклюзивного образования.
Необходимо отметить, что общеобразовательные школы и детские сады в Узбекистане традиционно включают детей с особыми потребностями в процесс обучения. Однако, методы воспитания и преподавания не были основаны на инклюзивных педагогических методах. В итоге, образование, получаемое детьми с особыми потребностями, не позволяло полностью раскрыть их потенциал и не отвечало их потребностям.

Обеспечению равного доступа к образованию для всех детей, в плане приспособления к различным нуждам детей, включая детей с особыми потребностями, направлено Инклюзивное образование. Принципы Инклюзивного образования подразумевают, что каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Благодаря проекту «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» инновационные методы обучения, индивидуальный и дифференцированный подход были внедрены в 30 пилотных школах и детских садах  пяти регионов Узбекистана (Ташкент, Самарканд, Наманган, Ургенч и Термез), что позволило применить их в отношении к более чем 800 детям с особыми образовательными потребностями.
Для информации:

Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемый Европейским Союзом,  рассчитан на период март 2014 г. - сентябрь 2016 г. и реализуется в Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях. Главным бенефициаром проекта является Республиканский центр социальной адаптации детей (РЦСАД). Благодаря тесному сотрудничеству с Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов проектом были достигнуты следующие результаты:

  • Разработан проект Национальной стратегии по инклюзивному образованию;
  • 800 детей с особыми образовательными потребностями были включены в 15 пилотных школ и 15 пилотных детских садов;
  • Повышена квалификация свыше 100 педагогических работников и 153 специалистов медико-педагогических и психологических комиссий;
  • Внедрено 4 учебных модуля по инклюзивному образованию для подготовки, повышения квалификации педагогических кадров;
  • Открыто пять пилотных Ресурсных центров, предоставлено более 1511 консультаций детям с особыми образовательными потребностями и их семьям, а также экспертам, участвующим в разработке и применении инклюзивных образовательных услуг;
  • Повышена общественная осведомленность;


Дополнительная информация: Тел: (+99890) 980-82-98 Email: info@inclusive-education.uz

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-3065

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521 

Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622

Партнеры

  • Namangan shahar 11-maktab