ЭКСПЕРТНЫЙ УГОЛОК : Методология инклюзивного образования

(Автор: Муминова Лола Рахимовна, Эксперт по учебным модулям и МППК, заместитель директора по науке Республиканского центра социальной адаптации детей)


Данная методология была подготовлена совместно с зарубежным экспертом Еленой Вахокопус в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейской Комиссией.

Поддерживая инклюзивное образование, Правительство Узбекистана подтверждает свою приверженность к реализации всеобщего права на образование для всех и каждого. Вовлечение людей с инвалидностью в общество является важным принципом признания необходимости удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и равенства всех детей в целях обеспечения того, чтобы потенциал каждого ученика был реализован. Данная методология разработана для того, чтобы обеспечить взаимное понимание и приверженность к инклюзивному образованию учителей начальных школ, учителей и воспитателей дошкольных учреждений, а также и студентов соответствующих образовательных учреждений для обучения и повышения квалификации учителей, воспитателей и школьного персонала. Методология дает основу для преподавания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ) в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН о правах ребенка и в полном соответствии с национальной политикой в области образования и социальной защиты детей, в том числе, в соответствии с Национальным планом действий в рамках Программы «Образование для всех».
 В Методологии изложены принципы и подходы к актуализации включения инклюзивного образования в систему образования, в частности, в начальной школе и в дошкольных учреждениях.
Методология является первой частью Пакета методик преподавания.

Пакет состоит из следующих частей:
- Методология инклюзивного образования в начальной школе и дошкольном образовании
- Методическое пособие I для воспитателей в инклюзивных детских садах и других дошкольных учреждениях (возраст детей 2 – 7 лет)
- Методическое пособие II для учителей начальных классов (возраст учеников 7 – 10 лет)

Целью Пакета методик преподавания является подготовка и поддержка учителей, обучающихся в образовательных учреждениях обучения или повышения квалификации, и также и тех учителей и воспитателей, кто работает в инклюзивных начальных школах и дошкольных учреждениях, чтобы помочь им сосредоточить обучение на индивидуальных потребностях каждого ребенка и обеспечить качественное образование для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Пакет также включает рекомендации, как заинтересовать детей и удерживать их внимание и как оценивать успешность их обучения. Оба методических пособия включают в себя методики и конкретные примеры, короткие рассказы и практические рекомендации. Методика поможет учителям работать с индивидуальными потребностями и сильными сторонами всех учащихся.
Преподаватели и вспомогательный персонал могут использовать эти материалы в инклюзивных классах и улучшить качество образования каждого ребенка, включая детей с различными особыми образовательными потребностями (различные группы детей с ограниченными возможностями, дети из этнических меньшинств, беженцы, детей с эмоциональными расстройствами, дети, ранее не обучавшиеся и не получившие раннего и начального образования и т.д.).
Методология разработана совместно национальными и европейскими экспертами через серию обсуждений, обзор и анализ национального законодательства и практики и с использованием лучших национальных, европейских и международные практик и ноу-хау в области инклюзивного образования. Пакет обсужден и согласован с основными партнерами (РЦСАД и МНО), с другими соответствующими заинтересованными сторонами и пилотирован в отдельных школах и ресурсных центрах (по выбору в компоненте 1), а также на семинарах для преподавателей (тренинг тренеров ) из:

- Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами
- Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, имени Авлони
- Республиканского центра переподготовки и обучения персонала дошкольных учреждений

1. Общее представление об инклюзии
Эта часть – введение в теорию и практику инклюзивного образования. Цель состоит в том, чтобы помочь учителям, воспитателям и студентам развить положительное отношение к инклюзивному образованию, понять, какие знания и навыки нужны им в инклюзивной школе или детском саду, получить общее представление о практике инклюзивного образования и узнать, как эта практика может быть организована.

2. Право на образование как основное право человека
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний1. Инклюзивное образование основано на стандартах и принципах прав человека, как это определено международными договорами о правах человека. Уже в 1948 году Всеобщая декларация прав человека призвала к праву на образование без дискриминации для всех. Также и Конвенция о правах ребенка (1989) предусматривает право ребенка на образование. Дакарская всемирная декларация об образовании для всех (2000) подтвердила, что право человека на образование является основой обеспечения образования для всех.
Узбекистан подписал и ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, которая требует от государства признать право
людей с особыми потребностями на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях. При этом нужно стремиться к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к развитию личности, талантов и творчества людей с нарушениями здоровья, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме. Для того, чтобы право на образование стало реальностью, дети с особыми потребностями по причине инвалидности не должны исключаться из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования.
Они должны иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. Для этого необходимо обеспечить в школах разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности и требуемую поддержку2. Это означает, что система образования должна соответствовать стандартам прав человека и по содержанию, и в процессе. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем замечании общего порядка № 13 о праве на образование описывает государственные обязательства по защите, уважению и соблюдению права на образование как обеспечение достижимости (наличия), доступности, приемлемости и адаптивности образования.


ДОСТИЖИМОСТЬ (НАЛИЧИЕ) – Обязательное и бесплатное образование для всех детей в стране определенного возраста, по крайней мере до достижения возраста, когда им разрешено работать.
Уважение свободы родителей выбирать образование для своих детей, соблюдая принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.

ДОСТУПНОСТЬ – Не допускать случаи исключения из процесса образования на основе международно запрещенных оснований для дискриминации (расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, экономического положения, рождения, социального или ВИЧ / СПИДа статуса, принадлежности к меньшинствам или к коренным народам, инвалидности). Ликвидация гендерной и расовой дискриминации путем обеспечения равного осуществления всех прав человека на практике, а не только формально.

ПРИЕМЛЕМОСТЬ – Установить минимальные стандарты в области образования, в том числе стандарты инструкции, содержания и методов обучения, и обеспечить их соблюдение во всех учебных заведениях. Повысить качество образования путем обеспечения соответствия всей системы образования всем правам человека.

АДАПТИВНОСТЬ – Разработка и внедрение образования для детей, исключенных из формального школьного образования (например, беженцев или перемещенных внутри страны детей, детей, лишенных свободы, или работающих детей).Адаптация образования к интересам каждого ребенка, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями, или детей из национальных меньшинств и коренных народов.


3. Что мы имеем в виду, когда говорим об инклюзии?
Инклюзия – это одновременно и результат, и процесс улучшения условий, в которых люди принимают участие в жизни общества. Это гарантирует, что дети и взрослые имеют право голоса в принятии решений, затрагивающих их жизнь, и что они имеют равный доступ ко всем аспектам жизни общества. Когда мы говорим об образовании, инклюзия есть усилия, предпринимаемые для того, чтобы дети с ограниченными возможностями ходили в школу вместе со всеми детьми, и, в то же время, получали специально разработанные обучение и поддержку, необходимые им для достижения успеха в качестве учащихся. Инклюзия означает принятие мер по устранению барьеров в обучении и в участии в обществе. Инклюзия включает в себя ликвидацию дискриминации и поощрение равенства.
ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения внимания и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении, культурах и общинах и уменьшение эксклюзивности (исключений) в их обучении. Это влечет за собой изменения и модификацию в содержании, подходах, структурах и стратегиях с общим видением, которое охватывает
детей соответствующей возрастной категории, и убеждением, что существующая система ответственна за обучение всех детей»3.

4. Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование означает, что все ученики, включая учащихся с ограниченными возможностями, учатся в общеобразовательных школах в своих районах, и в соответствующих возрасту, обычных классах, и получают необходимую поддержку для учебы, внесения своего вклада и участия во всех аспектах жизни школы. Инклюзивное образование имеет положительное воспитательное и социальное воздействие на всех учащихся – как с особыми потребностями в обучении, так и без особых потребностей.
Инклюзивное образование также означает, что программы детских садов, школ разработаны и спроектированы таким образом, что все дети учатся вместе и вместе участвуют во всех школьных и дошкольных мероприятиях.

Инклюзивное образование связано с принципами равенства, социальной справедливости, демократии и участия. Снижение школьной неуспеваемости и уменьшение несправедливости имеет решающее значение не только для экономического роста и конкурентоспособности, но также и для сокращения бедности и для усиления социальной интеграции4.

Инклюзивное образование означает, что дети с ограниченными возможностями получают поддержку в соответствующих возрасту классах общеобразовательных школ, ближайших к их дому, и получают специализированное обучение в соответствие с их индивидуальными программами обучения в рамках основной учебной программы и мероприятий в классе. Инклюзивное образование должно начинаться как можно раньше: как только особые потребности обнаружены, сразу должны применяться необходимые меры вмешательства, как коррекции, так и предотвращения дальнейших нарушений развития. Высококвалифицированные преподаватели имеют решающее значение вместе с хорошо отлаженными системами поддержки и соответствующими механизмами финансирования.


5. В чем разница между инклюзивными и специальными учреждениями?
Эта таблица показывает основные различия между инклюзивными и специальными образовательными учреждениями.

Практика школы
или детского сада
Специальная Инклюзивная
Образование
групп и классов
Дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ отделены
в специальные группы или классы
и целенаправленно сгруппированы
в соответствии с одинаковымиди-
агнозами
Дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ находятся вместе
со всеми детьми и целенаправленно
сгруппированы в соответствии с разны-
ми способностями
Оценка Оценка сфокусирована на умственных,
физических и сенсорных недо-
статках

Оценка сфокусирована на потенциале и
способностях ребенка. Дети оцениваются
по индивидуальным достижениям
Программа обучения Специальные или альтернативные
программы обучения
Программа обучения для всех, сфокусированная
на ребенке и основанная на
адаптированной и индивидуализиро-
ванной инструкции
Роль учителя Учитель – эксперт в специальной
дисциплине, ученики выполняют
инструкции. Учитель – лидер и
один отвечает за организацию
учебы в классе или группе
Учитель общего образования с уме-
ниями и знаниями для инклюзивного
образования и поддержки активного
участия ребенка в процессе учебы.
Команда отвечает за организацию учебы
Обучение Дети учатся у учителя. Учитель
решает возникающие проблемы
Дети и учителя учатся друг у друга и
решают проблемы вместе

Достижения Ученик достиг успеха, если соот-
ветствует общему стандарту
Ученик достиг успеха, если удовлетво-
рил свои индивидуальные потребности
в обучении


6. Что такое «особые образовательные потребности»?
Люди учатся с разной скоростью и различными, наиболее им подходящими, способами. Некоторые дети и взрослые учатся медленнее или имеют особые трудности в некоторых областях. Таким ученикам могут понадобиться дополнительные меры поддержки, чтобы помочь им добиться успеха. Ребенок имеет особые образовательные потребности, если он или она имеет трудности в обучении, которые мешают ему выучить то что могут выучить большинство других детей того же возраста.Многие дети и молодые люди имеют какие-то специальные образовательные потребности в течение периода своей учебы. Некоторые дети и молодые люди нуждаются в большей помощи. Особые образовательные потребности могут означать, что ребенок или молодой человек имеет, например:

- трудности в обучении – в приобретении базовых навыков
- социальные или эмоциональные проблемы или нарушения психического здоровья
- специальные сенсорные или физические потребности
- проблемы общения и речи
- проблемы физического здоровья
- недостаток раннего и начального образования
- культурные и языковые различия (мигранты, беженцы)

Дети с особыми образовательными потребностями-это те дети, и взрослые, которые имеют долгосрочные физические, умственные, интеллектуальные или сенсорные нарушения. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими5.

7. Какими качествами должен обладать учитель в инклюзивной школе и инклюзивном детском саду?
Профессиональная компетентность учителя является ключевым фактором в успехе инклюзивного образования. Учитель должен
иметь инклюзивное мышление и взять на себя ответственность за качество образования. Четыре основные ценности, относящиеся к преподаванию и обучению были определены в качестве основы для работы всех учителей в инклюзивном образовании6:

1. Уважение к разнообразию учеников
– разница между учениками рассматривается как ресурс и преимущество для обучения.
Это включает в себя (среди прочих) положительное отношение к инклюзии; понимание особых потребностей; уважение и защиту прав всех детей; сочувствие и уважение к разнообразным потребностям учащихся; подходящий язык со всеми учащимися и заинтересованными сторонами в области образования.

2. Поддержка всех учащихся – учителя возлагают большие надежды на достижения всех учащихся.
Это включает в себя содействие академическому, социальному и эмоциональному обучению всех учащихся и эффективные подходы преподавания в гетерогенных классах. Коммуникативные навыки имеют важное значение: учитель использует соответствующие поддерживающие и альтернативные методы, способы и форматы общения, учебные методики и материалы для поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

3. Совместная работа с другими – сотрудничество и взаимодействие являются важными для всех учителей.
Это включает сотрудничество с родителями и семьями, а также с рядом других образовательных, социальных и медицинских работников.

4. Постоянное личное профессиональное развитие.
Это включает систематическую оценку собственной деятельности учителя;
регулярное повышение квалификации; применение навыков лидерства и управления, которые облегчают эффективную работу мультидисциплинарных и межведомственных команд к детям с особыми образовательными потребностями; совместное решение проблем; содействие достижению более широких школьных партнерств и другое.

1 Саламанская Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 1994
2 Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006. Статья 24: Образование.
3 ЮНЕСКО, 2005.
4 Совет Европейского Союза, 2010.
5 Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006. Преамбула.
6 Обучение учителей для инклюзии – Профиль инклюзивных учителей. Отчет проекта «Обучение учителей для инклюзии» (2009 – 2012). Европейское агентство по особым потребностям и инклюзивному образованию.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-3065

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521 

Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622

Партнеры

  • Namangan shahar 11-maktab