ЭКСПЕРТНЫЙ УГОЛОК : Методология инклюзивного образования
(Автор: Муминова Лола Рахимовна, Эксперт по учебным модулям и МППК, заместитель директора по науке Республиканского центра социальной адаптации детей)
Данная методология была подготовлена совместно с зарубежным экспертом Еленой Вахокопус в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейской Комиссией.
Поддерживая инклюзивное образование, Правительство Узбекистана подтверждает свою приверженность к реализации всеобщего права на образование для всех и каждого. Вовлечение людей с инвалидностью в общество является важным принципом признания необходимости удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и равенства всех детей в целях обеспечения того, чтобы потенциал каждого ученика был реализован. Данная методология разработана для того, чтобы обеспечить взаимное понимание и приверженность к инклюзивному образованию учителей начальных школ, учителей и воспитателей дошкольных учреждений, а также и студентов соответствующих образовательных учреждений для обучения и повышения квалификации учителей, воспитателей и школьного персонала. Методология дает основу для преподавания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ) в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН о правах ребенка и в полном соответствии с национальной политикой в области образования и социальной защиты детей, в том числе, в соответствии с Национальным планом действий в рамках Программы «Образование для всех».
В Методологии изложены принципы и подходы к актуализации включения инклюзивного образования в систему образования, в частности, в начальной школе и в дошкольных учреждениях.
Методология является первой частью Пакета методик преподавания.
Пакет состоит из следующих частей:
- Методология инклюзивного образования в начальной школе и дошкольном образовании
- Методическое пособие I для воспитателей в инклюзивных детских садах и других дошкольных учреждениях (возраст детей 2 – 7 лет)
- Методическое пособие II для учителей начальных классов (возраст учеников 7 – 10 лет)
Целью Пакета методик преподавания является подготовка и поддержка учителей, обучающихся в образовательных учреждениях обучения или повышения квалификации, и также и тех учителей и воспитателей, кто работает в инклюзивных начальных школах и дошкольных учреждениях, чтобы помочь им сосредоточить обучение на индивидуальных потребностях каждого ребенка и обеспечить качественное образование для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Пакет также включает рекомендации, как заинтересовать детей и удерживать их внимание и как оценивать успешность их обучения. Оба методических пособия включают в себя методики и конкретные примеры, короткие рассказы и практические рекомендации. Методика поможет учителям работать с индивидуальными потребностями и сильными сторонами всех учащихся.
Преподаватели и вспомогательный персонал могут использовать эти материалы в инклюзивных классах и улучшить качество образования каждого ребенка, включая детей с различными особыми образовательными потребностями (различные группы детей с ограниченными возможностями, дети из этнических меньшинств, беженцы, детей с эмоциональными расстройствами, дети, ранее не обучавшиеся и не получившие раннего и начального образования и т.д.).
Методология разработана совместно национальными и европейскими экспертами через серию обсуждений, обзор и анализ национального законодательства и практики и с использованием лучших национальных, европейских и международные практик и ноу-хау в области инклюзивного образования. Пакет обсужден и согласован с основными партнерами (РЦСАД и МНО), с другими соответствующими заинтересованными сторонами и пилотирован в отдельных школах и ресурсных центрах (по выбору в компоненте 1), а также на семинарах для преподавателей (тренинг тренеров ) из:
- Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами
- Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, имени Авлони
- Республиканского центра переподготовки и обучения персонала дошкольных учреждений
1. Общее представление об инклюзии
Эта часть – введение в теорию и практику инклюзивного образования. Цель состоит в том, чтобы помочь учителям, воспитателям и студентам развить положительное отношение к инклюзивному образованию, понять, какие знания и навыки нужны им в инклюзивной школе или детском саду, получить общее представление о практике инклюзивного образования и узнать, как эта практика может быть организована.
2. Право на образование как основное право человека
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний1. Инклюзивное образование основано на стандартах и принципах прав человека, как это определено международными договорами о правах человека. Уже в 1948 году Всеобщая декларация прав человека призвала к праву на образование без дискриминации для всех. Также и Конвенция о правах ребенка (1989) предусматривает право ребенка на образование. Дакарская всемирная декларация об образовании для всех (2000) подтвердила, что право человека на образование является основой обеспечения образования для всех.Узбекистан подписал и ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, которая требует от государства признать право
людей с особыми потребностями на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях. При этом нужно стремиться к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к развитию личности, талантов и творчества людей с нарушениями здоровья, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме. Для того, чтобы право на образование стало реальностью, дети с особыми потребностями по причине инвалидности не должны исключаться из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования.
Они должны иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. Для этого необходимо обеспечить в школах разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности и требуемую поддержку2. Это означает, что система образования должна соответствовать стандартам прав человека и по содержанию, и в процессе. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем замечании общего порядка № 13 о праве на образование описывает государственные обязательства по защите, уважению и соблюдению права на образование как обеспечение достижимости (наличия), доступности, приемлемости и адаптивности образования.
ДОСТИЖИМОСТЬ (НАЛИЧИЕ) – Обязательное и бесплатное образование для всех детей в стране определенного возраста, по крайней мере до достижения возраста, когда им разрешено работать.
3. Что мы имеем в виду, когда говорим об инклюзии?
Инклюзия – это одновременно и результат, и процесс улучшения условий, в которых люди принимают участие в жизни общества. Это гарантирует, что дети и взрослые имеют право голоса в принятии решений, затрагивающих их жизнь, и что они имеют равный доступ ко всем аспектам жизни общества. Когда мы говорим об образовании, инклюзия есть усилия, предпринимаемые для того, чтобы дети с ограниченными возможностями ходили в школу вместе со всеми детьми, и, в то же время, получали специально разработанные обучение и поддержку, необходимые им для достижения успеха в качестве учащихся. Инклюзия означает принятие мер по устранению барьеров в обучении и в участии в обществе. Инклюзия включает в себя ликвидацию дискриминации и поощрение равенства.ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения внимания и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении, культурах и общинах и уменьшение эксклюзивности (исключений) в их обучении. Это влечет за собой изменения и модификацию в содержании, подходах, структурах и стратегиях с общим видением, которое охватывает
детей соответствующей возрастной категории, и убеждением, что существующая система ответственна за обучение всех детей»3.
4. Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование означает, что все ученики, включая учащихся с ограниченными возможностями, учатся в общеобразовательных школах в своих районах, и в соответствующих возрасту, обычных классах, и получают необходимую поддержку для учебы, внесения своего вклада и участия во всех аспектах жизни школы. Инклюзивное образование имеет положительное воспитательное и социальное воздействие на всех учащихся – как с особыми потребностями в обучении, так и без особых потребностей.Инклюзивное образование также означает, что программы детских садов, школ разработаны и спроектированы таким образом, что все дети учатся вместе и вместе участвуют во всех школьных и дошкольных мероприятиях.
Инклюзивное образование связано с принципами равенства, социальной справедливости, демократии и участия. Снижение школьной неуспеваемости и уменьшение несправедливости имеет решающее значение не только для экономического роста и конкурентоспособности, но также и для сокращения бедности и для усиления социальной интеграции4.
Инклюзивное образование означает, что дети с ограниченными возможностями получают поддержку в соответствующих возрасту классах общеобразовательных школ, ближайших к их дому, и получают специализированное обучение в соответствие с их индивидуальными программами обучения в рамках основной учебной программы и мероприятий в классе. Инклюзивное образование должно начинаться как можно раньше: как только особые потребности обнаружены, сразу должны применяться необходимые меры вмешательства, как коррекции, так и предотвращения дальнейших нарушений развития. Высококвалифицированные преподаватели имеют решающее значение вместе с хорошо отлаженными системами поддержки и соответствующими механизмами финансирования.
5. В чем разница между инклюзивными и специальными учреждениями?
Эта таблица показывает основные различия между инклюзивными и специальными образовательными учреждениями.Практика школы или детского сада |
Специальная | Инклюзивная |
---|---|---|
Образование групп и классов |
Дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ отделены в специальные группы или классы и целенаправленно сгруппированы в соответствии с одинаковымиди- агнозами |
Дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ находятся вместе со всеми детьми и целенаправленно сгруппированы в соответствии с разны- ми способностями |
Оценка |
Оценка сфокусирована на умственных, физических и сенсорных недо- статках |
Оценка сфокусирована на потенциале и способностях ребенка. Дети оцениваются по индивидуальным достижениям |
Программа обучения | Специальные или альтернативные программы обучения |
Программа обучения для всех, сфокусированная на ребенке и основанная на адаптированной и индивидуализиро- ванной инструкции |
Роль учителя | Учитель – эксперт в специальной дисциплине, ученики выполняют инструкции. Учитель – лидер и один отвечает за организацию учебы в классе или группе |
Учитель общего образования с уме- ниями и знаниями для инклюзивного образования и поддержки активного участия ребенка в процессе учебы. Команда отвечает за организацию учебы |
Обучение | Дети учатся у учителя. Учитель решает возникающие проблемы |
Дети и учителя учатся друг у друга и решают проблемы вместе |
Достижения | Ученик достиг успеха, если соот- ветствует общему стандарту |
Ученик достиг успеха, если удовлетво- рил свои индивидуальные потребности в обучении |
6. Что такое «особые образовательные потребности»?
Люди учатся с разной скоростью и различными, наиболее им подходящими, способами. Некоторые дети и взрослые учатся медленнее или имеют особые трудности в некоторых областях. Таким ученикам могут понадобиться дополнительные меры поддержки, чтобы помочь им добиться успеха. Ребенок имеет особые образовательные потребности, если он или она имеет трудности в обучении, которые мешают ему выучить то что могут выучить большинство других детей того же возраста.Многие дети и молодые люди имеют какие-то специальные образовательные потребности в течение периода своей учебы. Некоторые дети и молодые люди нуждаются в большей помощи. Особые образовательные потребности могут означать, что ребенок или молодой человек имеет, например:- трудности в обучении – в приобретении базовых навыков
- социальные или эмоциональные проблемы или нарушения психического здоровья
- специальные сенсорные или физические потребности
- проблемы общения и речи
- проблемы физического здоровья
- недостаток раннего и начального образования
- культурные и языковые различия (мигранты, беженцы)
Дети с особыми образовательными потребностями-это те дети, и взрослые, которые имеют долгосрочные физические, умственные, интеллектуальные или сенсорные нарушения. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими5.
7. Какими качествами должен обладать учитель в инклюзивной школе и инклюзивном детском саду?
Профессиональная компетентность учителя является ключевым фактором в успехе инклюзивного образования. Учитель должениметь инклюзивное мышление и взять на себя ответственность за качество образования. Четыре основные ценности, относящиеся к преподаванию и обучению были определены в качестве основы для работы всех учителей в инклюзивном образовании6:
1. Уважение к разнообразию учеников – разница между учениками рассматривается как ресурс и преимущество для обучения.
Это включает в себя (среди прочих) положительное отношение к инклюзии; понимание особых потребностей; уважение и защиту прав всех детей; сочувствие и уважение к разнообразным потребностям учащихся; подходящий язык со всеми учащимися и заинтересованными сторонами в области образования.
2. Поддержка всех учащихся – учителя возлагают большие надежды на достижения всех учащихся. Это включает в себя содействие академическому, социальному и эмоциональному обучению всех учащихся и эффективные подходы преподавания в гетерогенных классах. Коммуникативные навыки имеют важное значение: учитель использует соответствующие поддерживающие и альтернативные методы, способы и форматы общения, учебные методики и материалы для поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
3. Совместная работа с другими – сотрудничество и взаимодействие являются важными для всех учителей. Это включает сотрудничество с родителями и семьями, а также с рядом других образовательных, социальных и медицинских работников.
4. Постоянное личное профессиональное развитие. Это включает систематическую оценку собственной деятельности учителя;
регулярное повышение квалификации; применение навыков лидерства и управления, которые облегчают эффективную работу мультидисциплинарных и межведомственных команд к детям с особыми образовательными потребностями; совместное решение проблем; содействие достижению более широких школьных партнерств и другое.
1 Саламанская Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 1994
2 Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006. Статья 24: Образование.
3 ЮНЕСКО, 2005.
4 Совет Европейского Союза, 2010.
5 Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006. Преамбула.
6 Обучение учителей для инклюзии – Профиль инклюзивных учителей. Отчет проекта «Обучение учителей для инклюзии» (2009 – 2012). Европейское агентство по особым потребностям и инклюзивному образованию.
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-3065
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521
Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622
Партнеры
- Namangan shahar 11-maktab