«ХАЕТ» -ЗНАЧИТ ЖИЗНЬ

Автор: Рано Халилова,Координатор по инклюзивному образованию в Самаркандской области,основатель и руководитель Центра «Хает»

Краткая информация:

ЦПИ “Хаёт” был создан в в сентябре 1999 года инициативной группой женщин с ограниченными возможностями, в 2014 году ЦПИ «Хаёт» прошёл перерегистрацию в органах юстиции, в последние годы деятельность,структура организации были пересмотрена, появились новые цели и задачи.«Хаёт» в переводе с узбекского языка означает «Жизнь».

Основными целями Центра являются:

• разработка рекомендаций по интеграции детей с особыми потребностями и их семей в общество;

• наделению их равными возможностями с другими людьми;

• деятельность по информированию общества о социальном и правовом положении детей;

• содействие в защите прав и законных интересов детей с особыми потребностями;

• способствование установлению и налаживанию контактов со специалистами; занимающимися проблемами людей с ограниченными возможностями;

• продвижение идей инклюзивного образования в Узбекистане.

Каждый ребенок – особенный,это бесспорно. И все же есть дети,о которых говорят «особенный»не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того чтобы обозначить отличающие его потребности. Это дети с ограниченными возможностями. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание условий в образовательных учреждениях гарантирует повышение доступности образования для всех категорий детей.За время существования Центра “Хаёт” были разработаны и успешно осуществлены программы,направленные на защиту прав детей с особыми потребностями,формирование позитивного общественного мнения по отношению к детям с особыми потребностями.С 2006 года “Хаёт” занимается продвижением инклюзивного образования. В этом направлении организация добилась заметных успехов, и теперь, это одно из приоритетных направлений нашей деятельности.Мы занимаемся доступностью образования для детей с инвалидностью. Дети с лёгкими нарушениями здоровья пребывают в специализированных образовательных учреждениях. Мы считаем, что это очень важный вопрос в нашем обществе, и мы ведём определенную работу в этом направлении. Стараемся привлечь родителей (особенно мам) таких детей к активной жизни, помогаем поднять самооценку, то есть помогаем этим детям интегрироваться в общество.Одна из важных причин, по которым проблемы детей с особыми потребностями игнорируются обществом - является отсутствие знаний, информаций об инвалидах и инвалидностью. Людям кажется, что это маленькая группа населения, состояние которой никак не связано с проблемами остальной части населения. Для общества это не проблема ввиду её незначительности, а многие люди считают, что инвалидами должно заниматься государство.Поэтому мы своей деятельностью говорим - «Нас много, мы есть» и сообщество, не решив проблему людей с ограниченными возможностями, не решит и остальных проблем. Если мы будем информировать сообщество о глобальном значении проблем детей с особыми потребностями,то мы сможем решить доступности образования детей с особыми потребностями.Вовлечение детей с особыми потребностями и отстаивание прав людей с инвалидностью, проблема доступности объектов городской инфраструктуры для людей с отличающимися возможностями, формирование позитивного мнения по отношение к людям с ограниченными возможностями,очень важные аспекты.Отсюда вытекает решение тких вопросов, как социализация детей с ограниченными возможностями в общество, повышение осведомленности педагогов об особенностях внедрения инклюзивного образования, роль женщины с ограниченными возможностями в семье, толерантное отношение к матерям, имеющим детей с инвалидностью, уважительное отношение к женщинам с ограниченными возможностями,которые хотят иметь детей. Зачастую эти вопросы игнорируются нашим обществом.

Центры «Баркамол Авлод» -творчество без границ.

В народном образовании существует понятие – дополнительное образование. Это Центры «Баркамол Авлод» - внешкольные образовательные учреждения.В этих Центрах практически не существует преград для совместных занятий, где дети с удовольствием танцуют, вышивают, вяжут или плетут макраме. Это возможности дополнительного образования – объединяться на основе совместного творчества. Инклюзия во внешкольных образовательных учреждениях отличается тем, что здесь не нужны адаптированные программы, здесь нет системы оценок, нет больших групп детей.Во внешкольных учреждениях все делается исключительно по желанию ребенка и для его удовольствия. Если интерес и удовольствие совмещается с возможностью получить профессию,то это уже серьезный успех. Для большинства детей с ограниченными возможностями занятия в кружках – это настоящий выход в мир, социализация без дискомфорта, шанс быть понятым и принятыми таким,каким он есть.В каждом ребенке заложен талант и уникальность, наша методика дает возможность раскрыть и развивать эти дарования В процессе кружковых, клубных и спортивных занятий, дети с ограниченными возможностями получают, иногда единственную для них возможность общаться друг с другом. Социализация детей с ограниченными возможностями –привлечение его в коллектив, обучение творчеству и общению с другими детьми – пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается лучше, гораздо лучше.Мы убеждены, что занятия в кружках, клубах и спортивных секциях помогают выявлению и развитию творческих талантов и способностей у детей в области музыки, живописи, спорта, декоративно - прикладного искусcтва и народных ремесел, а также развитию навыков общения.Одно из несомненных и неотъемлемых прав любого ребенка – это право на образование. Сложившиеся системы обучения на дому,в интернатах и других изолированных государственных институтах дают возможность ребенку с ОВ получить достаточно качественное образование, но из-за отсутствия навыков общения, эти знания и умения остаются невостребованными. Таким образом общество теряет ресурс, а ребенок с ограниченными возможностями(ОВ) здоровья теряет общество,становится замкнутым, изолированным, ощущает себя лишним человеком. Отлучение от семьи,дома воспринимается детьми очень тяжело, формирует чувства одиночество. Общественность привыкла видеть детей инвалидов именно в этих специализированных школах интернатах. Но чтобы жить полноценной жизнью,каждый человек с детства должен быть интегрирован в общество.Именно во внешкольных учреждениях создаются условия для раскрытия способностей детей. Совместное творчество в инклюзивных группах нацелено на развитие ребенка, на чувство сопричастности к неформальному общению. Эти отношения складываются ненавязчиво и не содействует выработке стереотипов.Маленькие дети с инвалидностью,часто не замечая своего недуга,свободно могут общаться с окружающими, ведь в детском возрасте они охотно идут на контакт.Творческие занятия с детьми в инклюзивных группах дают возможность ощутить полноту жизни, радость общения с другими людьми. И побудить детей с ограниченными возможностями выразить через творчество свои чувства,переживания, устремления.

•Родители детей с ограниченными возможностями практически не имеют вообще, либо имеют очень скудную информацию о правах своего ребенка на образование;

Вся наша деятельность - это стремление побудить детей с особыми потребностями к вовлечению в жизнь общества

•Большинство преподавателей и руководителей массовых школ и профессиональных колледжей мало или совсем не разбираются в вопросах, связанных с проблемами людей с ограниченными возможностями;

Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс является важным этапом на пути становления независимой личности, каждый человек уникален благодаря своему опыту, навыкам и способен внести свой вклад в жизнь общества.Цель проекта: Помочь интегрироваться детям из школ интернатов и спец – школ в сообщество центров «Баркамол авлод». Интеграция посредством формирования в детях творческого духа и качеств достойного гражданина с тем,чтобы в последующем избежать риска их изоляции от общества.Приобщение детей с ОВ к занятиям в области музыки, живописи,спорта, декоративно прикладного исскуства и народных ремесел.

Проект реализуется благодаря меморандумам о социальном партнерстве (Детский Центр «Баркамол Авлод», Коррекционная школа №1 г. Самарканда, школа – интернат№61 для неслышащих детей, ЭКО ННО «Зерафшан»)

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-3065

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521 

Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622

Партнеры

  • Namangan shahar 11-maktab