Тренинги для членов медико-психолого-педагогических комиссий: «Диагноз – не приговор».

Для выявления детей с особыми образовательными потребностями в период с начала июля до конца августа в рамках проекта был предусмотрен ряд тренингов для более чем 50 членов медико-педагогическо-психологической комиссии (МППК). В Узбекистане МППК предоставляет рекомендации родителям, по вопросу размещения детей с особыми потребностями в соответствующие обучающие учреждения.На данных тренингах было согласовано, что для оценки способностей таких детей, диагноз ребенка не будет являться важным определяющим фактором. Вместо этого, основным критерием будет служить способность конкретного ребенка следовать педагогическому процессу в педагогической инклюзивной среде, для чего была разработана и задействована усовершенствованная процедура оценки.Основываясь на знания и навыки,полученные в процессе тренингов,члены MППК уже начали направлять сотни детей с особыми образовательными потребностями в 15 экспериментальных школ и 15 детских садов проекта.

г.Термез: «Упор необходимо делать на изучение возможностей ребенка»

(Координатор по инклюзивному образованию в Сурхандарьинской области Ихтиер Темиров)

3-4 августа 2015 года в рамках деятельности проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» проводились региональные семинары-тренинги по МППК и ПМПК для представителей системы социальной защиты детей г.Термеза, в частности для представителей областных отделений Министерства народного образования,Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты Сурхандарьинской области, членов МППК и ПМПК,директоров и учителей пилотных школ и пилотных дошкольных учреждений.Целью данного мероприятия явилось повышение правовой грамотности и правовой культуры в сфере прав детей вышеуказанных специалистов, в частности с новыми принятыми нормативно правовыми актами по деятельности Комиссий и организации образовательного процесса детей с особыми потребностями (ОП).В ходе тренинга также были представлены инструменты оценки готовности к школе детей с особыми потребностями, разработанные международными и национальными экспертами в рамках проекта.Основной упор сделан именно на изучение возможностей ребенка,который имеет специальные образовательные потребности. За два дня специалисты Республиканского центра социальной адаптации детей и проекта охватили более 45 специалистов из педагогического персонала, медицинских специалистов, а также руководящих лиц, которые непосредственно примут участие в организации инклюзивного образования.Ряд таких региональных семинаров будут проходить в г.Ташкенте (5 августа), Ургенче (10-11 августа),Самарканде (6-7 августа) и Намангане (13-14 августа).

г. Ташкент: «Комиссия должна выполнять свои задачи в «наилучших интересах ребенка»

(Координатор по инклюзивному образованию г.Ташкент и Ташкентской области Дилдора Туляганова)

Очередной семинар прошел 5 августа в Ресурсном центре по Инклюзивному образованию школы №324 Шайхонтаурского района г.Ташкента.В ходе семинара в г.Ташкент особо было подчеркнуто, что комиссия должна выполнять свои задачи в «наилучших интересах ребенка». Родители детей должны быть информированы о том,что решение комиссии представляют собой лишь рекомендации.Принятие окончательного решения о типе образовательного учреждения остается за родителями (или лицами, обладающими родительскими правами по отношению к этому ребенку).Также, в ходе семинара в г.Ташкенте, была организована встреча с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Беседа проходила за круглым столом в непринужденной обстановке за чашкой чая.Родители задавали все интересующие их вопросы в отношении к своему ребенку. Чаще это переживание, «сможет ли мой ребенок пройти комиссию».Руководитель проекта Ю.Беккер и эксперты постарались ответить на все вопросы и поддержать родителей. По состоянию на 5 августа, как оказалось, один ребенок уже прошел комиссию и получил рекомендацию для обучения в инклюзивной школе, что было приятной новостью для участников семинара.

г Самарканд: «Каждый ребёнок имеет право на соответствующее и эффективное образование»

(Координатор по инклюзивному образованию в Самаркандской области Рано Халилова)

12-13 августа семинар проходил в Ресурсном центре по инклюзивному образованию при образовательной школе №17 г.Самарканд.Учитель-тренер средней школы №17 Умарова Д.М. и методист детского пилотного сада №76 г.Самарканд Адылова Ш.А. провели тренинг для учителей и воспитателей, работающих с детьми с особенными потребностями в образовании.В ходе тренинга в Самарканде особо было отмечено, что каждый учитель и воспитатель,работающий с детьми с особыми потребностями должен владеть знаниями и навыками в области принципов и практики инклюзивного образования. Модель иклюзивной системы образования– «Каждый ребёнок имеет право на соответствующее и эффективное образование в своей местной общеобразовательной школе».Участники приняли участие в игре «Хочу», после которой обсуждались такие вопросы: С какими трудностями сталкивается такой ребёнок? Что я могу сделать,чтобы помочь? Нужно ли мне корректировать свое преподавание, чтобы этот ребёнок учился более эффективно? Нужно ли мне оценивать успеваемость данного ребёнка другим способом? Также учителя и воспитатели изучили понятия «дифференциации»,согласно которому нет смысла преподавать всем детям одно и то же и одним и тем же способом,при этом ожидая от всех достижения одинаковых результатов и одинаковой демонстрации своей успеваемости.Особое внимание уделялось обсуждению выявления барьеров в среде обучения, с которыми сталкиваются не только дети с особыми потребностями, но и сами преподаватели, воспитатели и родители. Слушатели узнали,что барьеры могут создаваться в результате учебной программы и методов преподавания, имеются также барьеры в общении, социальные и физические барьеры,психологические барьеры. Отсутствие информации также является барьером,кроме того, сами преподаватели могут выступать барьером в получении доступа к образованию.

Впечатления участников:

«Как сурдопедагог, хочу отметить,что уровень «способность понимать вербальные коммуникации»наиболее сложный для детей с нарушением слуха. Но при ранней диагностике, слухопротезировании и занятий с сурдопедагогом,наши дети могут обучаться в общеобразовательной школе.Чтобы оценить когнитивный уровень развития ребенка с нарушением слуха рекомендуется упражнение «Нарисуй человека».Такие задания легко организовать, и дети с удовольствием их выполняют.Способ,который дети используют, чтобы нарисовать человека показывает, на какой стадии развития находится ребенок. (Более подробно о данном упражнении читайте в Бюллетене№2)Очень важна беседа с родителями. Необходимо предлагать информацию и идеи родителям, членам семей для создания домашней речевой среды,стимулирующей развитие и обучение ребенка и помогать укрепить родительские компетенции.Я довольна содержанием и формой обучения семинара, уточнила и пополнила свои знания по вопросу: Что такое инклюзия, познакомилась с рекомендациями по порядку функционирования МППК с учетом внедрения более инклюзивных практик. Выражаю благодарность сотрудникам проекта за организацию семинара.
«Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему» -Заместитель директора школы №10 г.Хорезма Насретдинова Зулхумор, прошла обучение 20-22 августа в рамках Летней школы по инклюзивному образованию.
На прошедшем семинаре мы уделили особое внимание методам преподавания в инклюзивном обучении. К таким методам можно отнести, например, метод взаимодействия, метод семьи, местного сообщества и др. Мне бы хотелось остановиться на этих двух вышеперечисленных методах.Взаимодействия между взрослыми и детьми, как и взаимодействия между сверстниками, имеют огромное значение для оказания поддержки физическому, социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей. Их роль также чрезвычайно важна,поскольку эти взаимодействия способствуют непрерывному развитию и обучению детей, помогая обмену знаниями, опытом, чувствами и мнениями. Именно через взаимодействия у детей развивается чувство собственного ≪я≫ и чувство принадлежности к определенному сообществу,а также приобретаются знания о мире.Роль педагога состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность включаться во взаимодействие и участвовать в процессах совместного построения знаний и смыслов. Педагог заботливо поддерживает развитие и обучение детей, а также моделирует (демонстрирует на собственном примере) уважительные и доброжелательные взаимоотношения между всеми взрослыми, имеющими отношение к жизни детей.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-7122

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-3065

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-0578
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-8521 

Родительский клуб в г. Ташкент
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 15 родителей
Контактное лицо: Розметова Насиба
Тел: (+99897) 709-7618, (+998 90) 952-0622

Партнеры

  • Namangan shahar 11-maktab