УЗБЕКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ НАЧАЛИ ПРОЦЕСС ВКЛЮЧЕНИЯ 800 ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейским Союзом, 2 сентября 800 детей с особыми образовательными потребностями будут включены в детские сады и школьные классы системы общего образования.


В течение летних месяцев проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», обучил более чем 250 экспертов, принимающих участие в процессе оценки детей с особыми образовательными потребностями, которая, по большей части основывается на заключении членов медико-психолого-педагогических комиссии и преподавателей.

"Летняя школа по инклюзивному образованию" проводилась с 17 по 28 августа 2015 года в Ташкентской области. Данное обучение представляло собой заключительный этап подготовки учителей и педагогов до включения 2-го сентября 2015 года 800 детей с особыми образовательными потребностями в 15 экспериментальных детских садов и 15 экспериментальных общеобразовательных школ из 5 регионов реализации проекта(Ташкентской, Самаркандской, Хорезмской, Наманганской и Сурхандарьинской областей).

"Летняя школа по инклюзивным образовательным практикам" предоставила педагогическому персоналу пилотных школ и детских садов все возможности преподавать инклюзивным образом, как для детей с, так и без особых образовательных потребностей вместе.

Для выявлений детей с особыми образовательными потребностями в период с начала июля до конца августа  в рамках проекта предусмотрен ряд тренингов для более чем 50 членов медико- –педагогическо-психологической комиссии (МППК). В Узбекистане МППК предоставляет рекомендации родителям, по вопросу размещения детей с особыми потребностями в соответствующие обучающие учреждения.

На данных тренингах было согласовано, что для оценки способностей таких детей, диагноз ребенка не будет являться важным определяющим фактором. Вместо этого, основным критерием будет служить способность конкретного ребенка следовать педагогическому процессу в педагогической инклюзивной среде, для чего была разработана и задействована усовершенствованная процедура оценки.

Основываясь на знания и навыки, полученные в процессе тренингов, члены MППК уже начали направлять сотни детей с особыми образовательными потребностями в 15 экспериментальных школ и 15 детских садов проекта.

В течение следующих шести месяцев, в тесном сотрудничестве с Министерством народного образования, проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» будет оказывать постоянную поддержку не только учителям в школах и детских садах, но и другим специалистам (например,врачам, психологам и т.д.), а также родителям, способствуя образовательной и социальной интеграции детей с особыми потребностями.

Ресурсные центры по инклюзивному образованию созданные при поддержке Министерства народного образования Республики Узбекистан, будут играть решающую роль в данном процессе.Следовательно, региональные координаторы по инклюзивному образованию, осуществляющие свою деятельность в ресурсных центрах, окажут все виды необходимой поддержки заинтересованным лицам.

Региональные координаторы по инклюзивному образованию подтвердили высокую заинтересованность и приверженность внедрению экспериментальных инклюзивных практик, в частности, со стороны педагогического состава, а также родителей. При этом предрассудки остаются свойственными некоторым родителям детей без особых потребностей, в отношении совместного обучения их детей с детьми с особыми образовательными потребностями. Инклюзивная образовательная среда обеспечивает особую поддержку для отслеживания учебного процесса.

Нормативно-правовая база в Узбекистане очень хорошо развита и уже предусматривает ряд возможностей для более инклюзивных образовательных практик. Таким образом, уже были приняты национальные и международные документы.

После обретения независимости одним из первых международных документов, ратифицированных Узбекистаном 9 декабря 1992 года, стала Конвенция ООН о правах ребенка. Защита прав детей в Узбекистане осуществляется нормами различных отраслей национального права: в 2007 году в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях прав ребенка», в котором установлены гарантии прав детей в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и всестороннего развития. Особый акцент в этом законе сделан на гарантиях прав социально уязвимых детей и детей с особыми потребностями.

В 2009 году Узбекистан подписал Конвенцию о правах инвалидов, которая была одобрена Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 года. Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним,обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества.

Обеспечению равного доступа к образованию для всех детей, в плане приспособления к различным нуждам детей,включая детей с особыми потребностями, направлено Инклюзивное образование.Принципы Инклюзивного образования подразумевают, что каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов,ориентированных, прежде всего, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.С переходом на "финансирование на душу населения" школьных услуг,которые также являются фундаментом, было внедрено устойчивое финансирование более инклюзивных систем образования в Узбекистане.

Контактное лицо в г. Ургенч:

Региональный координатор проекта: Ильмира Кабулова,  тел:+998-93-5019009

Эл.почта: ilmira.kabulova@gmail.com  

 

Контактное лицо в г. Термез:

Региональный координатор проекта: Ихтиер Темиров,  тел: +99890-521-34-05

Эл.почта: ixtiyor_temirov@inbox.uz

Контактное лицо в г. Наманган:

Региональный координатор проекта: Максуда Мухсинбаева, тел: +998-91-3677505

Эл.почта: m.muhsinbaeva@gmail.com

 

Контактное лицо в г. Самарканд:

Региональный координатор проекта: Рано Халилова, тел: +998-90 6033845

Эл.почта: rano.halilova@mail.ru

Контактное лицо в г. Ташкент:

Региональный координатор проекта: Дильдора Туляганова

Тел:+998 93 512 83 54, 

Эл.почта: dtulyaganova@mail.ru

 

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"

Республиканский центр социальной адаптации детей, ул. А. Каххар, д.34. г.Ташкент

тел: (+99890) 980-59-85

Эл.почта:inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com

За дополнительной информацией о Делегации Европейского Союза, и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном, пожалуйста, обращайтесь к Анвару Рахметову, сотруднику Отдела прессы, политики и информации (тел. 1201601/02/03 доп. 120,email: Anvarjon.Rahmetov@eeas.europa.eu) и Акмалю Рустамову, Менеджеру проектов Отдела по вопросам сотрудничества (тел.1201601/02/03 доп. 117, email: Akmal.RUSTAMOV@eeas.europa.eu)




Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры