Экспертный уголок: Оценка качества работы инклюзивной школы, инклюзивного детского сада
(Елена Вяхякуопус, Эксперт по обеспечению качества)
Оценка качества работы инклюзивной школы, инклюзивного детского сада и их персонала не простое дело. Ведь дети с особыми образовательными потребностями иногда учатся медленнее других, а бывает и так, что развитие ребенка с возрастом не только не улучшается, а даже замедляется. Поэтому оценить реальное качество работы образовательных учреждений достаточно трудно. Для этого необходимо анализировать многие параметры работы:
· Физическая доступность и безопасность школы или детского сада, включая как сами здания, так и прилагающие к ним территории (дворы, детские и спортивные площадки);
· Техническая оснащенность учреждения;
· Система управления учреждением и классом, школьные правила, распорядок;
· Методическая оснащенность школы или детского сада;
· Методы обучения и воспитания;
· Индивидуальные планы обучения;
· Достижения детей в различных областях;
· Благополучие детей и их эмоциональное состояние;
· Удовлетворенность семьи;
· Уровень квалификации и профессионализм учителей, управленческого и поддерживающего персонала;
· Эффективность сотрудничества всех, кто вовлечен в процесс образования (школа, детский сад, семья, социальные и здравоохранительные службы, местное сообщество) ;
· Эмоциональное состояние и благополучие учителей и персонала школ и детских садов;
Таким образом, инклюзивная школа высокого качества, это обычная школа в которой сделано все, чтобы дать возможность учащимся с особыми потребностями учиться рядом с домом, вместе со всеми остальными детьми.
В частности, показатели высокого качества инклюзивной школы, это где классы, коридоры, гигиенические, спортивные и прочие помещения школы или детского сада, и пришкольные пространства (спортплощадки,дворы, игровые площадки, подходы к школе и т.п.) безопасны и полностью доступны для всех детей, в том числе для детей с особыми потребностями. В таких учреждениях детям с трудностями передвижения обеспечен доступный транспорт в школу. Кроме того, такие школы имеют нужное оборудование, а персонал обучен пользоваться ими.
В таких школах достаточно высококвалифицированный персонал, который обучен обеспечивать безопасность в школе (детском саду). В школе есть интернет, компьютерная техника и учителя могут и умеют ими пользоваться. Директора и другой управляющий персонал в таких образовательных учреждениях уважают право детей с особыми потребностями на получение инклюзивного образования и поддерживают учителей в этом, а руководители и учителя хорошо знают, что такое инклюзия и стремятся к ней.
Необходимо отметить, что и конфиденциальность в таких школах обеспечена. Обмен информацией между соответствующими сотрудниками об учащихся с особыми потребностями идет в конфиденциальной и осторожной манере. Руководители хорошо знают вопросы защиты и охраны детей. И самое важное, дети, учителя, их родители и весь персонал школы хорошо себя чувствуют эмоционально, и им нравится инклюзивное образование. При этом дети с особыми потребностями общаются и положительно сотрудничают с остальными детьми.
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-30-65
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21