Мудите Рейгасе: «ИКТ – действенный инструмент в построении инклюзивного общества»


Мы живем в 21-м веке, где доступ к информации является критически важным не только в работе, но и в обычной жизни. Информация помогает в решении таких простых задач, как возможность читать и понимать графики общественного транспорта, чтение предписаний врача и др. Однако мы не в состоянии совершить даже самые простые действия,если информация о них представлена в очень сложном виде.  Инклюзивное общество и инклюзивное образование – это и доступность информации.

ИКТ оказывает влияние на многие аспекты жизни общества, включая образование, обучение и занятость, но в особенности, это ценный инструмент для людей с особыми потребностями и различными ограничениями по здоровью

В нашу жизнь вошли самые различные виды информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ «состоит из всех технических средств, используемых для обработки информации и содействия в коммуникации, в том числе компьютера,сетевого оборудования, а также программного обеспечения. Другими словами, ИКТ,состоит из информационных технологий, а также телефонной связи, СМИ, и всехтипов обработки и передачи аудио и видео информации[1]

Согласно определению ЮНЕСКО, «ИКТ – информационные и коммуникационные технологии, что означает компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, спутниковые навигационные системы, электронные инструменты и записывающие устройства,радио, телевидение, компьютерные сети, спутниковая связь, т. е. практически все, что помогает собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию в электронном виде[2]

Это означает,что куда бы мы ни взглянули, есть средство ИКТ, которое мы используем. Отчет"Информационные и коммуникационные технологии для инклюзии",подготовленный Европейским агентством по особым потребностям и инклюзивному образованию (2014), указывает на то, что «ИКТ оказывает влияние на многие аспекты жизни общества, включая образование, обучение и занятость, но в особенности, это ценный инструмент для людей с особыми потребностями и различными ограничениями по здоровью. Потенциал ИКТ в улучшении качества жизни,снижении социальной изоляции и расширения участия является признанным на глобальном уровне, также как и социальные, экономические и политические барьеры, которые может создать отсутствие доступа к ИКТ [3]. В современном обществе знаний и информации учащиеся с ограничениями по состоянию здоровья и особыми образовательными потребностями находятся в числе групп, чаще всего сталкивающихся с препятствиями в доступе к использованию ИКТ".

Сегодня – эра YouTube, Facebook, Whatsu>p и многих других приложений, которые обожает молодежь. Они чувствуют себя комфортно всреде технологий. Они не боятся исследовать новые методы коммуникаций и быстрочувствуют себя экспертами по любому гаджету. Майкл Фуллан, в одной из своих последних книг так описывает современные школы: «Учащимся скучно, мягко говоря. Две трети поначалу счастливых выпускников детских садов,чувствуют себя отчужденными к 9-му классу»[4].Мы можем спросить себя: почему так происходит? Есть ли у нас ответы? Одна из главных причин, на мой взгляд, это то, что наиболее интересные и захватывающие события происходят вне школы. И многие из них связаны с ИКТ. Наша задача как учителей привнести захватывающие вещи в класс, будучи уверенными в том, что все, что мы делаем доступно для всех детей вне зависимости от их потребностей и интересов.

В рамках проекта«ИКТ для доступа к информации и обучению», Европейское агентство по особым потребностям и инклюзивному образованию совместно с партнерами разработало Инструкцию по доступности информации. Веб-сайт www.ict4ial.eu представляет информацию о том, как разрабатывать воспринимаемый текст, картинки, аудио и видеоматериалы, а также как сделать передачу информации в виде электронных документов, веб-ресурсов и печатных материалов наиболее доступной.

Чтобы сделать систему образования инклюзивной для всех, мы должны быть уверены, что все, что происходит в классе и в школе понятно каждому ребенку и его/ее семье. Это можетбыть достигнуто, только если мы удостоверимся, что вся информация воспринята четкои без искажений. Нам необходимо изменить свое мышление и подходы к работе, для того, чтобы исключить барьеры в образовании и дать возможность каждому учащемуся извлекать пользу от образовательного процесса, который может быть предложен в виде широко распространенных и доступных информационно-коммуникационных технологий.




[3] Всемирный саммит по информационному сообществу, 2010 г.

[4] M.Fullan, 2014

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры