Упражнение «Нарисуй человека» как инструмент оценки уровня развития
Д-р
Мэтью Гриффитс,
Международный эксперт проекта
В
рамках деятельности нашего проекта нам необходимо
разработать инструментарий для оценки готовности к обучению в общеобразовательной
школе детей с особыми образовательными потребностями, в результате
какого-либо ограничения в возможностях, и которые в настоящее
время посещают специализированные детские сады, школы или получающих образование
на дому.
Я разработал
инструмент, который позволяет оценить способности ребенка по трем уровням:
- физическую способность посещать
общеобразовательную школу;
- когнитивный
уровень;
- способность
понимать устную речь.
Данный инструмент был пилотирован впервой декаде февраля 2015 года при участии детей в ряде учреждений специализированной школе и общеобразовательной школе в г.Ташкенте, а также и в Республиканском центре социальной адаптации детей (РЦСАД).
Физические способности ребенка посещать обычную школу
и способность понимать устную речь можно оценить на практике, попросив ребенка
заняться определенной деятельностью.
В рамках проекта
я решил использовать упражнение «Нарисуй человека», чтобы оценить когнитивный
уровень развития ребенка. Последовательная чувствительность данного инструмента
доказана, и она отражает существенные различия в показателях для различных
групп учащихся. Упражнение «Нарисуй человека» выявляет прогресс в
интеллектуальном развитии ребенка в направлении большей концептуальной
сложности и зрелости[1].
В данной статье мы объясняем значение инструмента «Нарисуй человека». Такое
задание очень легко организовать и дети наслаждаются им. Многие исследования демонстрируют
схожесть результатов во всех частях света. Способ, который дети используют,
чтобы нарисовать человека показывает, на какой стадии развития находится
ребенок.
В возрасте 2-3 лет, дети начинают рисовать линии и кружки. Хотя они могут утверждать, что различные части их рисунков означают людей, однако, по ним невозможно определить какую-либо человеческую фигуру.
В возрасте 4 лет дети начинают рисовать фигуры, которые больше напоминают человеческую фигуру. На этом этапе дети часто рисуют объединенную фигуру головы и тела с руками и ногами.
В возрасте 5 лет дети начинают рисовать части тела,
руки и ноги, присоединенные к телу. Рисунки ниже демонстрируют, что дети находятся
на стадии развития чуть менее 6 лет.
По мере развития детей дальше, их рисунки становятся
все более детальными, пропорции становятся более реалистичными, а образы
индивидуализированы. Приведенные ниже рисунки демонстрируют уровень развития
детей 7, 9 и 10 лет.
С помощью данной
концепции развития, стадию развития ребенка можно оценить с помощью рисунка
людей, что очень легко устроить.
К примеру, эксперт
говорит: "Я хочу, чтобы вы нарисовали двоих людей. Одного мужчину, одну
женщину и себя. Постарайтесь нарисовать настолько хорошо, насколько вы это
можете. Не жалейте время и очень тщательно поработайте над рисунком. Вам
необходимо очень постараться и нарисовать самую лучшую картинку в своей жизни».
Ребенок начинает рисовать.
Целая группа учеников в классе может одновременно рисовать свои рисунки.
Затем
следует серия обоснованных критериев, на
которые эксперт обратит внимание, в зависимости от деталей рисунка (есть ли у
человека шея? одежда?Правильны ли
пропорции? размер изображения? и
т.д.).Затем,в зависимости от возраста ребенка и баллов, по которым может
быть оценена картина, может быть представлен возраст ребенка, эквивалентный
уровню его развития.
Если уровень развития ребенка с особыми потребностями в образовании оказывается примерно в том же диапазоне когнитивных способностей, как и у его предполагаемых одноклассников, и если ребенок в состоянии передвигаться в здании школы и понимать разговорное общение, то такой ребенок должен иметь возможность посещать обычную, а не в специализированную школу, так как нет никаких оснований полагать,что он не сможет добиться успеха вобще образовательном учебном заведении.
[1]Данный инструмент был разработан
американкой Флоренс Гудинаф, психологом и профессором Университета Миннесота
(США) в 1926 году. С того времени инструмент был расширен и дополнен.
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-30-65
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21