Упражнение «Нарисуй человека» как инструмент оценки уровня развития

Д-р Мэтью Гриффитс,

 Международный эксперт проекта


В рамках деятельности нашего проекта нам необходимо разработать инструментарий для оценки готовности к обучению в общеобразовательной школе детей с особыми образовательными потребностями, в результате какого-либо ограничения в возможностях, и которые в настоящее время посещают специализированные детские сады, школы или получающих образование на дому.

Я разработал инструмент, который позволяет оценить способности ребенка по трем уровням:

- физическую способность посещать общеобразовательную школу;

- когнитивный уровень;

- способность понимать устную речь.

 

Данный инструмент был пилотирован впервой декаде  февраля 2015 года при участии детей в ряде учреждений специализированной школе и общеобразовательной школе в г.Ташкенте, а также и в Республиканском центре социальной адаптации детей (РЦСАД). 

Физические способности ребенка посещать обычную школу и способность понимать устную речь можно оценить на практике, попросив ребенка заняться определенной деятельностью.

В рамках проекта я решил использовать упражнение «Нарисуй человека», чтобы оценить когнитивный уровень развития ребенка. Последовательная чувствительность данного инструмента доказана, и она отражает существенные различия в показателях для различных групп учащихся. Упражнение «Нарисуй человека» выявляет прогресс в интеллектуальном развитии ребенка в направлении большей концептуальной сложности и зрелости[1].

В данной статье мы объясняем значение инструмента «Нарисуй человека». Такое задание очень легко организовать и дети наслаждаются им. Многие исследования демонстрируют схожесть результатов во всех частях света. Способ, который дети используют, чтобы нарисовать человека показывает, на какой стадии развития находится ребенок.

В возрасте 2-3 лет, дети начинают рисовать линии и кружки. Хотя они могут утверждать, что различные части их рисунков означают людей, однако, по ним невозможно определить какую-либо человеческую фигуру.



В возрасте 4 лет дети начинают рисовать фигуры, которые больше напоминают человеческую фигуру. На этом этапе дети часто рисуют объединенную фигуру головы и тела с руками и ногами.




В возрасте 5 лет дети начинают рисовать части тела, руки и ноги, присоединенные к телу. Рисунки ниже демонстрируют, что дети находятся на стадии развития чуть менее 6 лет.

 


                

По мере развития детей дальше, их рисунки становятся все более детальными, пропорции становятся более реалистичными, а образы индивидуализированы. Приведенные ниже рисунки демонстрируют уровень развития детей 7, 9 и 10 лет.

 


С помощью данной концепции развития, стадию развития ребенка можно оценить с помощью рисунка людей, что очень легко устроить.

К примеру, эксперт говорит: "Я хочу, чтобы вы нарисовали двоих людей. Одного мужчину, одну женщину и себя. Постарайтесь нарисовать настолько хорошо, насколько вы это можете. Не жалейте время и очень тщательно поработайте над рисунком. Вам необходимо очень постараться и нарисовать самую лучшую картинку в своей жизни».

Ребенок начинает рисовать. Целая группа учеников в классе может одновременно рисовать свои рисунки.


 

Затем следует серия  обоснованных критериев, на которые эксперт обратит внимание, в зависимости от деталей рисунка (есть ли у человека шея? одеждаравильны ли пропорции? размер изображения? и т.д.).Затем,в зависимости от возраста ребенка и баллов, по которым может быть оценена картина, может быть представлен возраст ребенка, эквивалентный уровню его развития. 

Если уровень развития ребенка с особыми потребностями в образовании оказывается примерно в том же диапазоне когнитивных способностей, как и у его предполагаемых одноклассников, и если ребенок в состоянии передвигаться в здании школы и понимать разговорное общение, то такой ребенок должен иметь возможность посещать обычную, а не в специализированную школу, так как нет никаких оснований полагать,что он не сможет добиться успеха вобще образовательном учебном заведении.




[1]Данный инструмент  был разработан американкой Флоренс Гудинаф, психологом и профессором Университета Миннесота (США) в 1926 году. С того времени инструмент  был расширен и дополнен. 

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры