Рахматуллаева Рохат: «Маленькие и большие победы Жаноны»


Моей дочке Жаноне при рождении был поставлен диагноз ДЦП[1]. И вот уже 14 лет мы учимся жить с этими тремя буквами.

Нашим первым шагом на этом сложном пути стало решение отдать ребёнка в обычный детский сад. В то время  я не знала осуществовании инклюзивного обучения. На этом этапе больше сложностей было у нас, родителей, так как в дошкольном возрасте дети еще не замечают какие-то различия друг у друга. Но этот период прошел быстро и вот уже встал вопрос:«Куда дальше?» Мы прекрасно понимали, что именно от правильности нашего решения во многом буде зависеть дальнейшая адаптация Жаноны. И здесь мы снова решили попробовать. Так наш ребенок оказался в обычной школе, №35 города Самарканда. Уже через некоторое время я поняла, что выбор был сделан правильно и в этой школе есть благоприятная почва, чтобы ребенок с особыми потребностями учился вместе с обычными детьми.

По сути, в этой школе уже был опыт инклюзии, при этом ребенок не только учился говорить, читать, писать, но и развивался творчески. Жанона, кроме основныхуроков, посещала кружки бисероплетения, вязания, танцевальный кружок. Несмотря на значительные трудности, которые она испытывала при освоении всех этих навыков, ребенок тянулся за одноклассниками и понемногу мы стали видеть определенные успехи. Вместе с ними росла и уверенность, что мы не ошиблись в выборе. Кроме этого, я видела, что в школе есть и другие дети с особыми потребностями. Их успехи закрепляли и нашу веру в то, что мы на правильномпути.

Вместе с остальными детьми, Жанона участвовала во всех внеклассных мероприятиях,которых в школе было предостаточно.Посещение школы никогда не было для нееобузой. А ведь этого  мы и этого мыбоялись больше всего вначале.


Жаноне очень сложно давались вербальные и письменные навыки, в силу повышенного тонуса мышц речевого аппарата и рук. Первые прописи трудно было назвать буквами,сейчас за буквами уже скрываются слова. А в наборе звуков чётко угадывается речь. Но главное даже не это, а то, что очень часто можно наблюдать картину,как кто-то из одноклассников помогает ей дописать то, что не успела написать сама.

Самое замечательное в инклюзивном обучении является то, что учитель не пытается всех детей загнать в определенные стандарты, а ищет ключики к таким детям как Жанона. Ребенок может учиться как бы по собственному плану,ведь то, что для другого ребенка может казаться естественным и простым, для нас является настоящей победой и прорывом.

Я твердо уверена и сама убедилась в том, что инклюзивное обучение приносит положительные плоды не только для ребенка с особым и потребностями, но и для обычных детей. Дети в таких классах отличаются от детей  обычных классов. У них развивается такие качества как  доброта, сострадание,готовность прийти  на помощь, терпимость и что так важно в наш очень сложный и агрессивный век, когда люди стали жесткими и чёрствыми.

У Жаноны есть подруги, с которыми она общается и вне школы, это её одноклассницы.Они ходят друг к другу на дни рождения и проводят много времени вместе. Что важно в данной ситуации, это то, что родители этих детей поддерживают и поощряют дружбу своих детей с Жаноной.

Это рассказ о наших больших и маленьких победах. Но на нашем пути было много препятствий. Во-первых, это отсутствие налаженной системы инклюзивного образования, ведь всё о чем я рассказала, держится на личных побуждениях администрации отдельных школ, преподавателей и родителей. Таких детей как Жанона, не хотят брать в обычную школу, нередко приходилось слышать фразу типа:«Что вам делать в этой школе? Почему не отдали в специализированную школу»,либо: «Мой ребенок не будет учиться в одном классе с таким ребенком».


Очень сложно Жаноне учиться по общей программе, в которой не учитываются способности и потребности каждого ребенка, отсутствие гибкого расписания для детей с особыми потребностями. Ну и конечно отсутствие безопасной среды в школе,которая может повлечь физические травмы у детей с особыми потребностями.



[1] Детскийцеребральный паралич (ДЦП) - это комплекс нарушений в координации движений, связанных с поражением определенных структурголовного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры