Жизненный опыт «Я ЕСТЬ! Я МОГУ! И ЗНАЧИТ - МНОГОЕ ЗНАЧУ!»

– Интервью с Викторией Гордиенко, педагогом и хореографом


На импровизированной сцене идет спектакль. Сказка.  На сцене маленький мальчик. У него роль в две строчки.  Две строчки веры, надежды, огромных усилий, ПОБЕДЫ!

– У Гены отклонения в ментальном развитии, нарушен речевой аппарат, – рассказывает Виктория Гордиенко, хореограф, музыкальный работник вспомогательного  Дома Мехрибонлик №30. – Когда я решила привлечь его к участию в спектакле, окружающие люди отговаривали, но я верила в него, верила в себя. Мой многолетний опыт общения с детьми с особыми потребностями показал, что бесталанных нет.

Первый опыт работы Виктории с особыми детьми  начался в 1997 году в Ташкентской государственной специальной (коррекционной) школе-интернате №101 для детей с нарушениями слуха, затем продолжился в 2003 году, когда «Театр движения  Лик», в котором она была актрисой и в дальнейшем педагогом фактически со дня его основания, стал интегрированным. В нем вместе с профессиональными актерами на сцену выходят дети и молодые люди с особыми потребностями, а также их сверстники. За время  работы с детьми с особыми потребностями Виктория  открыла прекрасный мир искусства, пластики, движения десяткам своих подопечных, дав возможность взглянуть на себя по-новому, поверить в свои возможности, сделав их счастливее.  Эта вера, что невозможное – возможно, важна для каждого ребенка, и особенно детям с особенностями развития. Но, к сожалению, не каждый взрослый готов отдавать себя работе с теми, кому требуется больше внимания, терпения и любви.

– Искусство может играть огромную роль в жизни детей, и особенно в жизни и развитии детей с особыми потребностями, – продолжает Виктория. – Это - способ самореализации. Рисуют ли они, вышивают, танцуют – неважно. Способ сказать всем и себе, что я есть, я могу!

Если человек обделен  чем-то, то значит чем-то больше одарен в другом: у людей с нарушениями зрения прекрасно развит слух, у слабослышащих  – зрительная память и т.д.  И задача нас, педагогов – найти это зерно и бережно его взращивать, культивировать. И тогда будет результат.

Фактически, дети с особыми потребностями мало отличаются от своих сверстников.  Может быть, только, чуть более замкнуты, чуть более неуверенные в себе. И чтобы они поверили тебе, приходится много работать, искать… Пока между ребенком и педагогом не возникнут доверительные отношения, ничего в принципе невозможно сделать.

Я разделяю творчество на несколько этапов: Первый - этап создания, «делания», процесс передачи знаний своим ученикам. Второй – результат, т.е. показ, представление для зрителей. Но есть еще один промежуточный этап – и это высший пилотаж,  –  когда дети становятся соучастниками творческого процесса, начинают предлагать что-то свое, движения, решения, ходы..., то есть появляется СО-творчество. Мне кажется, достичь этого результата для каждого педагога – особая гордость.

Меня всегда поражает то упорство, с которым эти дети добиваются результатов, преодолевая сложности. Момент преодоления у них есть всегда: своего недуга, предвзятых мнений. Те, кому много дано, кто “здоров” и может “немалого” достичь,  зачастую не пользуются этим даром, своими неограниченными возможностями. Довольно часто подростки растрачивают жизнь попусту, сидя перед компьютером или без пользы проводя время на улице. А кому дано мало и предоставляется возможность – тот это ценит.

Работая с такими детьми, и зная, насколько это порой уникальные личности, мне становится непонятны те, кто обособил себя от их мира. Параллельное существование – это неправильно. Нельзя не замечать ближнего своего.

У  нашего театра имеется свой зритель. Но сформировался он не сразу и не быстро. Некоторые мои знакомые, посмотрев спектакль один раз, больше не приходят, говорят, что это тяжело морально. … И их можно понять.. Солидарность – это работа души. Через него приходишь к желанию помочь, понять, принять. Поэтому особо актуальным становится вопрос популяризации творчества людей с ограниченными возможностями и безграничным желанием жить, стирая границы между здоровыми людьми и людьми со специальными нуждами.

Во многих странах, например в Европе, успешно реализуется политика инклюзии. К примеру, в 2007 году, в рамках проекта «Резиденция узбекских артистов в Ле Розье сюр Луар» мне довелось побывать во Франции в составе театра. И всем нам, участникам этой поездки, очень понравилась европейская система подхода к инклюзии людей с ограниченными  возможностями в общество, которая строится на том, что значим абсолютно любой человек. Даже если у человека  работает всего один палец из всего организма, ему находят применение, чтобы он знал, что он нужен этому обществу и именно в этой функции – нажимать на что-то пальцем, и  своей деятельностью приносить пользу обществу, стране. И начинается это уже с самого раннего возраста - с двух лет. В это время детишки не обращают внимания на разницу, различия, играя вместе. И потом “дефект” уже не замечается, то есть идет «приятие» друг друга с детского возраста, так как дружба, теплые отношения, любовь… рождаются и развиваются не на уровне тела, а на уровне души.       

Так что разница в восприятии – это проблема исключительно нас – здоровых людей, которых не научили смотреть на человека с позиции не какой он, а что он собой представляет как личность.

 (Интервью подготовлено в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейским Союзом)





Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры