Жизненный опыт «Я ЕСТЬ! Я МОГУ! И ЗНАЧИТ - МНОГОЕ ЗНАЧУ!»
– Интервью с Викторией Гордиенко, педагогом и хореографом
На
импровизированной сцене идет спектакль. Сказка.
На сцене маленький мальчик. У него роль в две строчки. Две строчки веры, надежды, огромных усилий,
ПОБЕДЫ!
– У Гены отклонения в
ментальном развитии, нарушен речевой аппарат, – рассказывает Виктория Гордиенко,
хореограф, музыкальный работник вспомогательного Дома Мехрибонлик №30. – Когда я решила
привлечь его к участию в спектакле, окружающие люди отговаривали, но я верила в
него, верила в себя. Мой многолетний
опыт общения с детьми с особыми потребностями показал, что бесталанных нет.
Первый опыт работы Виктории
с особыми детьми начался в 1997 году в Ташкентской
государственной специальной (коррекционной) школе-интернате №101 для детей с
нарушениями слуха, затем продолжился в 2003 году, когда «Театр движения Лик», в котором она была актрисой и в
дальнейшем педагогом фактически со дня его основания, стал интегрированным. В
нем вместе с профессиональными актерами на сцену выходят дети и молодые люди с особыми
потребностями, а также их сверстники. За время
работы с детьми с особыми потребностями Виктория открыла прекрасный мир искусства, пластики,
движения десяткам своих подопечных, дав возможность взглянуть на себя
по-новому, поверить в свои возможности, сделав их счастливее. Эта вера, что невозможное – возможно, важна
для каждого ребенка, и особенно детям с особенностями развития. Но, к
сожалению, не каждый взрослый готов отдавать себя работе с теми, кому требуется
больше внимания, терпения и любви.
– Искусство может играть огромную роль в жизни
детей, и особенно в жизни и развитии детей с особыми потребностями, –
продолжает Виктория. – Это - способ самореализации. Рисуют ли они, вышивают,
танцуют – неважно. Способ сказать всем и себе, что я есть, я могу!
Если человек обделен чем-то, то значит чем-то больше одарен в другом: у людей с нарушениями зрения прекрасно развит слух, у слабослышащих – зрительная память и т.д. И задача нас, педагогов – найти это зерно и бережно его взращивать, культивировать. И тогда будет результат.
Фактически, дети с
особыми потребностями мало отличаются от своих сверстников. Может быть, только, чуть более замкнуты, чуть
более неуверенные в себе. И чтобы они поверили тебе, приходится много работать,
искать… Пока между ребенком и педагогом не возникнут доверительные отношения,
ничего в принципе невозможно сделать.
Я разделяю творчество
на несколько этапов: Первый - этап создания, «делания», процесс передачи знаний
своим ученикам. Второй – результат, т.е. показ, представление для зрителей. Но
есть еще один промежуточный этап – и это высший пилотаж, – когда
дети становятся соучастниками творческого процесса, начинают предлагать что-то
свое, движения, решения, ходы..., то есть появляется СО-творчество. Мне
кажется, достичь этого результата для каждого педагога – особая гордость.
Меня всегда поражает то
упорство, с которым эти дети добиваются результатов, преодолевая сложности.
Момент преодоления у них есть всегда: своего недуга, предвзятых мнений. Те,
кому много дано, кто “здоров” и может “немалого” достичь, зачастую не пользуются этим даром, своими
неограниченными возможностями. Довольно часто подростки растрачивают жизнь
попусту, сидя перед компьютером или без пользы проводя время на улице. А кому дано мало и предоставляется
возможность – тот это ценит.
Работая с такими
детьми, и зная, насколько это порой уникальные личности, мне становится непонятны
те, кто обособил себя от их мира. Параллельное существование – это неправильно.
Нельзя не замечать ближнего своего.
У нашего театра имеется свой зритель. Но
сформировался он не сразу и не быстро. Некоторые мои знакомые, посмотрев
спектакль один раз, больше не приходят, говорят, что это тяжело морально. … И
их можно понять.. Солидарность – это работа души. Через него приходишь к
желанию помочь, понять, принять. Поэтому особо актуальным становится вопрос
популяризации творчества людей с ограниченными возможностями и безграничным
желанием жить, стирая границы между здоровыми людьми и людьми со специальными нуждами.
Во многих странах,
например в Европе, успешно реализуется политика инклюзии. К примеру, в 2007
году, в рамках проекта «Резиденция узбекских артистов в Ле Розье сюр Луар» мне
довелось побывать во Франции в составе театра. И всем нам, участникам этой
поездки, очень понравилась европейская система подхода к инклюзии людей с
ограниченными возможностями в общество,
которая строится на том, что значим абсолютно любой человек. Даже если у
человека работает всего один палец из
всего организма, ему находят применение, чтобы он знал, что он нужен этому
обществу и именно в этой функции – нажимать на что-то пальцем, и своей деятельностью приносить пользу
обществу, стране. И начинается это уже с самого раннего возраста - с двух лет. В
это время детишки не обращают внимания на разницу, различия, играя вместе. И
потом “дефект” уже не замечается, то есть идет «приятие» друг друга с детского
возраста, так как дружба, теплые отношения, любовь… рождаются и развиваются не
на уровне тела, а на уровне души.
Так что разница в
восприятии – это проблема исключительно нас – здоровых людей, которых не научили
смотреть на человека с позиции не какой он, а что он собой представляет как
личность.
(Интервью подготовлено в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейским Союзом)
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-30-65
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21