Учебная поездка для региональных экспертов в Европу

В конце прошлого года в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейским Союзом, региональные эксперты проекта с целью получения дополнительных знаний и навыков в сфере инклюзивного образования совершили визит в ряд европейских стран, а именно в Германию, Австрию и Италию.. В этой статье мы приводим впечатления некоторых экспертов по прошедшей поездке. 


Педагогический Университет Зальцбурга и Университет Вероны:  обучение с практикой и «Другая точка зрения»

МаксудаМухсинбаева, Региональный эксперт, Наманганская область: 

« Сказать, что поездка нам дала много, значит не сказать ничего. Хотела бы рассказать о Педагогическом Университете Зальцбурга (Австрия) и Университете Вероны (Италия), где активно осуществляется подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования.

Педагогический Университет Зальцбурга готовит преподавателей для начальных и средних школ, а также предоставляет профессиональное образование. После 2-х летнего обучения начинается классификация, для тех, кто хочет в будущем стать специальным педагогом. Особое внимание в изучении они делают на развитие моторики, восприятия, разговорной речи, познавательным процессам, эмоциональности и поведения.

В процентном соотношении 50% выпускников идут работать в специальные школы, а остальные в инклюзивные учреждения. Количество приема студентов зависит от поступающих предложений от муниципалитета и учреждений, которые нуждаются в педагогических кадрах. 

Обучение в университете построено таким образом, что для закрепления своих знаний и навыков, раз в неделю студенты практикуются в начальной и средней школах. В целом, можно сказать, что в этом университете все студенты прямо или косвенно задействованы в инклюзивном образовании. Даже те, которые идут на общего педагога владеют знаниями о специфических особенностях детей с особыми потребностями.

Кроме того, студенты очень активно участвуют в проекте «С другой точки зрения». Этот проект успешно осуществляется в течение 14 лет. Суть его состоит в том, что учебно-практические курсы проводятся людьми с ограниченными физическими возможностями. Так, например, преподаватель с полным отсутствием зрением, работающий  юристом в социальном министерстве, посещает университет в свободное время и рассказывает слушателям, как надо работать с людьми с отсутствием зрения, какие они испытывают трудности и как помочь им их преодолеть. Другой преподаватель лингвистики, сам глухонемой, объяснял студентам, как работать с детьми с нарушением речи. Преподаватель с ограничением в движениях, он был в специальной коляске, с парализованными ногами, объяснял группе, как работать с инвалидом колясочником, как управлять коляской, как её передвигать и т.д. Каждый из преподавателей настолько умело вели свои уроки, что студенты были полностью поглощены уроками. 

То, что мы увидели в университете, действительно нас впечатлило – ведь выпускники данного университета получают не только теоретические знания, но и крепкие практические навыки, которые им в последующем помогают успешно работать в сфере инклюзивного и специального образования.

Посещение Университета Вероны, оказался не менее впечатляющим, каково же было наше удивление, когда мы узнали, что в Веронском университете обучаются 21 тысяча студентов со всех концов света, и он уже многие годы является одним из лучших учебных заведений Италии! Рядом с обычными студентами за парты сели 640 ребят с ограниченными физическими возможностями, которые ничем не обделены от обычных студентов. Для их полноценного обучения созданы все условия. 

Особенность, которая мне очень понравилась - в университете Вероны, каждый студент должен отработать 150 волонтёрских часов в год, которые он может потратить на оказание помощи в библиотеке, в профсоюзной организации или других центрах. Большинство студентов предпочитают свои волонтёрские часы отрабатывать в центре «Желада» (в переводе означает надежда), который оказывает поддержку студентам с ограниченными возможностями.

Делая вывод, могу сказать о том, что там люди с особыми потребностями прекрасно сосуществуют наряду с обычными людьми, что благотворно воздействует на обе стороны - одни социально адаптируются, другие становятся более гуманными по отношению к ним и кдруг другу в целом.»


Австрия: Специализированные школы существуют наряду с массовой школой 

Рано Халилова, региональный эксперт, Самаркандская область:

«Отношение к учащимся здесь как к личностям с разнообразными потребностями, поддержка в классах оказывается всем Специализированная школа в г.Обендорфе. В школе обучаются 49 детей в 7 классах.  В классах по 6 – 8 учеников. Некоторые классы – разновозрастные. Занятия проводятся по индивидуальным программам. В каждом классе работает специальный педагог и помощник. У более взрослых детей идет профессиональная подготовка.


И что больше всего мне понравилось – запись в школу производится с согласия родителей. Эта школа активно контактирует с близлежащей школой.
Еще одна школа в Обендорфе- начальная школа. В школе 14 классов, в каждом классе один интегрированный ребенок,  т.е на 265 детей – 21 ребенок  с особыми потребностями. Эти дети обучаются по специальной программе, а иногда выполняют задание вместе со всеми детьми. В каждом классе – работает один учитель массовой школы плюс два со специальным образованием. Также есть персонал, который помогает детям одеваться, кушать. Персонал по уходу от министерства социальной защиты.

Немаловажно, как дети с особыми потребностями попадают в школу. Родителям делают запрос по их ребенку, и в зависимости от диагноза устанавливается пакет услуг. Школа находится под эгидой Министерства социальной защиты и Министерства Образования. Таким образом, здесь мы видим тесную взаимосвязь между министерствами».

Законодательная база Европейской системы Инклюзивного образования

Дильдора Туляганова, региональный эксперт, Хорезмская область.


 «Как показывает Европейский опыт, инклюзивное образование дает возможность детям с особыми потребностями получить образование, адекватное уровню их психофизического и умственного развития. При этом у здоровых детей воспитывается толерантность, доброта и ответственность за тех, кто рядом. Во многих странах Европы государственная система социальной поддержки детей и молодежи в сфере оказания образовательных услуг лицам с особыми потребностями осуществляется на основании ряда законодательных актов, которые обеспечивают им равные возможности в реализации прави свобод, создают условия для их полноценного участия в общественно-политической, экономической жизни страны.

 

Политика по отношению образования лиц с особыми потребностями в этих государствах формируется через Конвенцию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году. К примеру, в федеральной земле Баварии (Германия) была подробно описана работа по разработке и внедрению Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью. В Германии имеется хорошая законодательная база, однако большинство детей с особыми потребностями учатся в специальных школах.

В Австрии в сфере инклюзивного образования действует закон, согласно которому каждый ребенок должен пройти годовое дошкольное обучение, перед тем как пойти в школу. Особо хочется отметить, что только в Австрии самая доступная окружающая среда для людей с особыми потребностями. 

В Италии инклюзии уже 40 лет, все дети равноправны. Здесь имеются нормативно-правовые акты, регулирующие инклюзивное образование в системе образования, начиная с Конституции страны и законы, включающие нормы по инклюзивному образованию. Все три государства – Германия, Австрия и Италия ратифицировали Конвенцию ООН, хотя не полностью были готовы к ратификации. Когда мы говорим о каком-то явлении в жизни государства, нам важно понять какое место оно занимает и насколько значимо для этой страны. Инклюзивное образование - это долгосрочная стратегия, требующая терпимости, систематичности, непрерывности, последовательности и комплексного подхода для ее реализации» 

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры