Образование, доступное для всех

Источник газета "Новый век"

По статистике Всемирной организации здравоохранения ООН, около 15% населения Земли имеют ограничения по состоянию здоровья. Этот показатель постоянно увеличивается, что является сигналом к активным действиям по созданию возможностей для каждого человека чувствовать себя равным и суметь раскрыть свой потенциал.

Не случайно темой Международного дня инвалидов в 2014 году стала «Единство разных, равных», предполагающей создание равных возможностей для всех людей вне зависимости от их физического состояния. В нашей республике 40% населения составляют дети до 18 лет, а 65% – молодежь до 30 лет. Степень развития системы защиты социально уязвимых детей отражает уровень гуманности и духовно-нравственного развития общества, правовых обязательств Узбекистана и подписанных им Международных Конвенций. Забота о подрастающем поколении является одной из значимых общечеловеческих ценностей. Важным направлением в этом стало развитие инклюзивного образования, которое позволит детям с ограниченными возможностями быть вовлеченными в общественную жизнь, получать знания и развиваться.

Что же такое инклюзивное образование? Это процесс изменения общего образования, который подразумевает его доступность, приспособление к различным нуждам детей, что обеспечивает возможность получения образования детям с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Законодательство нашей республики предоставляет людям с ограниченными возможностями равные права в реализации своего потенциала. А право на образование гарантировано самой Конституцией. Но, тем не менее, в республике есть дети, не посещающие общеобразовательные школы в силу ограниченных физических возможностей.

Дополнительным импульсом для развития инклюзивного образования в Узбекистане стал проект, финансируемый Европейским Союзом «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», основной целью которого является повышение качества образования для детей с особыми потребностями в возрасте от 2 до 10 лет и способствование их инклюзии в общеобразовательные школы и дошкольные учреждения Узбекистана. Главным бенефициаром проекта является Республиканский центр социальной адаптации детей (РЦСАД), основанный в 2004 году с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также информационного, психологического и юридического содействия детям группы риска, детям из неблагополучных семей, а также детям с особыми потребностями и их семьям. В центре имеется и информационно-консалтинговая служба (ИКС), которая начала работу в 2007 году и оказывает содействие детям с ограниченными возможностями в диагностике, реабилитации, ортопедическом, неврологическом лечение, дефектологии и образовании, а также осуществляет психологическую и информационно-методическую помощь детям и их родителям. Все услуги осуществляются на безвозмездной основе. Специалисты ИКС разрабатывают индивидуальные программы развития для каждого ребенка, посещающего центр. Основной целью ИКС является оказание медико-социальной и психолого-педагогической реабилитационной помощи детям, имеющим тяжелые нарушения в развитии на основе индивидуально ориентированного комплексного подхода. РЦСАД работает в тесном сотрудничестве с представительствами ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН и ЕС в Узбекистане.

О проекте рассказывают его руководитель Юрген Беккер и директор РЦСАД Василя Алимова.

– Главная цель проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» – говорит Юрген Беккер – улучшить качество инклюзивных услуг и повысить осведомленность населения в этом вопросе. Работа будет осуществляться в течение двух лет в пилотных школах и дошкольных общеобразовательных учреждениях Самаркандской, Наманганской, Хорезмской, Сурхандарьинской областях и городе Ташкенте, которые были отобраны еще на момент разработки проектного документа по согласованию с правительством и Министерством высшего и среднего специального образования РУз. При выборе образовательных учреждений учитывался и географический фактор, для того, чтобы обеспечить устойчивость проекта и его дальнейшее распространение по всей республике. Каждый из шагов проекта согласуется с командой РЦСАД. Также мы тесно сотрудничаем с заинтересованными министерствами. Одним из основных результатов станет проект Национальной стратегии по инклюзивному образованию на 2015-2017 гг. Философия проекта состоит в том, чтобы собрать воедино все лучшее в сфере инклюзивного образования и поддержать правительство в организации законодательной и финансовой базы для его дальнейшего развития. В рамках проекта совместно с Министерством народного образования создано пять ресурсных центров в пяти регионах, основной целью которых является развитие инклюзивных услуг на местах. Кроме того мы стремимся повысить потенциал человеческих кадров в области инклюзивного образования путем проведения семинаров, круглых столов для педагогов, директоров школ и всех, кто вовлечен в работу с детьми с особыми потребностями. Основным результатом проекта станет то, что уже в сентябре этого года 800 ребят начнут обучение в 30 пилотных общеобразовательных школах и детских садах, где в настоящее время команда проекта осуществляет подготовительную работу.

– Чем обусловлен выбор возрастной категория детей от 2 до 10 лет?

– Как показывает практика европейских стран, этот возраст является наиболее продуктивным для вовлечения детей в общеобразовательные школы. То есть очень важно именно в тот момент, когда ребенок входит в систему образования, привлечь его в обычную, а не в специализированную школу или садик, чем потом переводить его из одного учебного заведения в другое. Но здесь, конечно, стоит оговориться и подчеркнуть, что рассмотрение каждого случая и принятие решения должны следовать принципу «в наилучших интересах ребенка». То есть все зависит от самого ребенка, так как для некоторых детей с тяжелыми формами нарушения здоровья специализированная школа является лучшим решением. То, что наш проект концентрируется на данной возрастной группе, не значит, что в наиболее старшем возрасте важность этому вопросу не придается. Но, учитывая наши ограниченные ресурсы, мы фокусируемся именно на этом возрастном периоде.

– Этот возраст также наиболее податлив к различным обучающим и коррекционным процессам. – добавляет Василя Саттаровна. – Инклюзивное образование в Узбекистане существует с 1996 года. В нашей стране есть школы, которые принимают детей с легкими физическими и умственными недостатками, имеется соответствующее законодательство, дающее право родителям детей с ограниченными возможностями выбирать тип образовательного учреждения в зависимости от возможностей и способностей их ребенка. Сегодня достаточно много примеров, когда такие детки учатся в обычных школах. Но до сих пор есть родители, которые не знают о своих правах, боятся отдавать ребенка в общеобразовательную школу, порой и в специализированную, тем самым лишая его возможности развития.

– Есть ли в проекте программы, направленные на работу с родителями?

– Наш проект рассматривает образовательный инклюзив как часть более широкого социального явления и поддерживает образовательные практики по работе с родителями, а также разрабатывает рекомендации для широкого социального круга людей, которые окружают ребенка. Мы планируем поддержание специальных родительских клубов, где родители детей могут встретиться, поделиться опытом или наоборот, получить моральную, эмоциональную и психологическую поддержку. В контексте нашего проекта эти клубы рассматриваются как организации или сообщества для поддержки семьи, способствующие научить родителей быть активными и сплоченными в данной ситуации, – говорит Ю. Беккер. – В рамках проекта создан веб-сайт http://www.inclusive-education.uz, где можно получить много полезной информации, а также в социальной сети Facebook https://www.facebook.com/inclusive.uz.

 – Готово ли сегодня наше общество к принятию инклюзивного образования?

– На этот вопрос не может быть однозначного ответа и такая ситуация складывается по всему миру. Но в Узбекистане есть потенциал в данном направлении и мы в рамках проекта встречались со многими родителями, преподавателями, детьми, которые готовы к этому. Одним из основных принципов инклюзивного образования является то, что оно не должно быть односторонним, а подразумевает то, что и общество, в целом, должно предоставлять условия для того, чтобы инклюзивное образование стало возможным. В европейских странах, так же как и в Узбекистане, зачастую происходит так, что родители обычных детей иногда бывают обеспокоены тем, что их дети будут учиться рядом с детьми с особыми потребностями. Поэтому мы должны работать и с такими родителями. Здесь же стоит отметить, что одной из основных целей проекта является донести до родителей детей с особыми потребностями то, что их ребенок имеет право быть частью общества, чтобы это укоренилось в их сознании. Ведь мы знаем достаточно много примеров, когда люди с ограниченными возможностями добивались больших высот, стоит только дать им возможность реализоваться и дать родителям право выбора. И сегодня, благодаря просветительской работе, семинарам, встречам с широкой общественностью, многие родители готовы к тому, чтобы их дети учились в обычных общеобразовательных школах.

– Василя Саттаровна, что на Ваш взгляд, лучше для ребенка: учиться в специализированной школе или в обычной?

– Практика показывает, что если ребенок, имеющий определенные образовательные потребности обучается среди своих сверстников, то это дает намного более эффективный результат. Во-первых, в развитии самого ребенка, во-вторых, в развитии общества, детей, окружающих этих ребят, так как у них возникает чувство помощи, сострадания, ответственности, уходит чувство эгоизма, которое зачастую присутствует в наших детях, растущих в хороших условиях, в достатке и т. д. Дети учатся работать в команде, поддерживать друг друга. Ребята, растущие в одной среде, не видят разницу между собой, эту разницу видят в основном родители. Поэтому это общение сказывается положительно на всех сторонах процесса – и на детях с особыми потребностями, и на других детях, и на всем персонале школы, и на обществе, на махалле, на семьях детей. То есть у всех развивается положительное отношение к людям с особыми потребностями. Вообще нашему народу близки такие чувства, как сострадание, милосердие, и это важно прививать с раннего детства, чему и способствует инклюзивное образование.

Вот что говорит об инклюзивном образовании мама девочки Рохат Рахматуллаева, решившая отдать дочку в обычную школу:

– Моей дочке Жаноне был поставлен диагноз ДЦП. 14 лет мы учимся жить с этим недугом. Нашим первым шагом на этом сложном пути стало решение отдать ребенка в обычный детский сад. В то время я не знала о существовании инклюзивного обучения. На этом этапе больше сложностей было у нас, родителей, так как в дошкольном возрасте дети еще не замечают какие-то различия друг у друга. Но этот период прошел быстро, и вот уже встал вопрос: «Куда дальше?» Мы прекрасно понимали, что именно от правильности нашего решения во многом будет зависеть дальнейшая адаптация Жаноны. И мы решили отдать нашу девочку в обычную школу № 35 города Самарканда. Уже через некоторое время я поняла, что выбор был сделан правильно, и в этой школе есть благоприятная почва, чтобы ребенок с особыми потребностями учился на равных с другими детьми.

По сути, в этой школе уже был опыт инклюзии, при этом ребенок не только учился говорить, читать, писать, но и развивался творчески. Жанона, кроме основных уроков, посещала кружки бисероплетения, вязания, танцевальный кружок. Несмотря на значительные трудности, которые она испытывала при освоении всех этих навыков, ребенок тянулся за одноклассниками и понемногу мы стали видеть определенные успехи. Вместе с ними росла и уверенность, что мы не ошиблись в выборе. Я видела, что в школе есть еще дети с особыми потребностями. Их успехи закрепляли нашу веру в то, что мы на правильном пути.

Вместе с остальными детьми, Жанона участвовала во всех внеклассных мероприятиях, которых в школе предостаточно. Учеба никогда не была для нее обузой, чего мы поначалу боялись больше всего. Правда, Жаноне очень сложно давались вербальные и письменные навыки, в силу повышенного тонуса мышц речевого аппарата и рук. Первые прописи трудно было назвать буквами, сейчас за буквами уже скрываются слова. А в наборе звуков четко угадывается речь. Но главное даже не это, а то, что очень часто можно наблюдать картину, как кто-то из одноклассников помогает ей дописать то, что она не успела написать сама.

Это рассказ о наших больших и маленьких победах. Но на нашем пути было много препятствий. Во-первых, это отсутствие налаженной системы инклюзивного образования, ведь все, о чем я рассказала, держится на личных побуждениях администрации отдельных школ, преподавателей и родителей. Таких детей как Жанона, нередко не хотят брать в обычную школу, часто приходилось слышать фразу: «Что вам делать в этой школе? Почему не отдали в специализированную школу», либо: «Мой ребенок не будет учиться в одном классе с таким ребенком».

Очень сложно Жаноне учиться по общей программе, в которой не учитываются возможности и способности, отсутствие гибкого расписания для детей с особыми потребностями. Ну и, конечно, отсутствие безопасной среды в школе, которая может повлечь физические травмы у таких детей.

Сурия МАГДЕЕВА

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры