Пожелания экспертов проекта

Руководитель проекта – Стефания Алишаускене

Я начала работать в проекте в марте 2014 г. в роли главного эксперта по инклюзивному образованию, а закончила руководителем проекта. Мне пришлось узнать об истоках инклюзивного образования в Узбекистане и вместе с национальными и международными партнёрами дальше продвигать качественное образование для всех детей. Мы опирались на принцип, что все дети обучаемы, и каждый ребёнок имеет право учиться. В проекте мы также придерживались согласованного мнения, что в школе самое важное не диагноз ученика, а то, что он может, какие у него/неё школьные потребности, какая образовательная помощь ему нужна.

Чтобы внедрить инклюзивное образование школа должна быть доступна для каждого ребёнка, дети с разными возможностями и потребностями должны обучаться вместе – заниматься учебной деятельностью вместе со своими сверстниками, участвовать в школьной жизни и чувствовать себя частью коллектива. Поэтому общеобразовательные школы и дошкольные учреждения нуждаются в постоянной поддержке и консультации – не только однократные обучающие курсы, а регулярная помощь сотрудникам и другим заинтересованным сторонам в целях поддержания мотивации, развития навыков и уверенности, чтобы стать более инклюзивными.

С внедрением инклюзивного образования поддержка может быть обеспечена различными способами, например, через ресурсные центры. В рамках проекта были открыты и успешно работают 5 пилотных ресурсных центров в пяти регионах. Мы надеемся, что сеть пилотных ресурсных центров, пилотных школ и детских садов будет расширяться , успешно работая и в дальнейшем. Одним из главных достижений проекта мы считаем и то, что мы создали сообщество практиков, которые всё время учились друг у друга и добились общих успехов в продвижении инклюзивного образования.

Я благодарна всем нашим национальным партнёрам, учителям, родителям, детям и всем тем, с кем мы решали вопросы инклюзивного образования. Желаю также успешно работать и в дальнейшем.

Мудите Рейгасе – эксперт по инклюзивному образованию

Я присоединилась к проекту только в июне 2015 года, когда он уже был запущен. Моими главными задачами было продолжить мероприятия, связанные с организацией и обеспечением подготовки педагогов и членов МППК/ПМПК, а также оказать постоянную поддержку пилотным школам, детским садам, ресурсным центрам и, конечно, родителям. Это был самый интересный и захватывающий опыт, когда мы посещали школы и детские сады, общались с учителями и родителями, чтобы поделиться своим опытом в качестве преподавателя и в качестве члена группы по оценке образовательных потребностей ребенка.

Для меня работа в проекте была очень интересной с личной и профессиональной точки зрения. Я встретила очень много фантастических людей во всех пилотных регионах. Я наблюдала уроки и мероприятия с участием детей с особыми образовательными потребностями, я встречалась с родителями, бабушками и дедушками этих детей, и я считаю, что мне удалось успокоить некоторых очень тревожных членов семьи детей с особыми образовательными потребностями.

Это хорошее чувство, когда я понимаю, что смогла поделиться своим опытом в инклюзивном образовании с моими коллегами, здесь в Узбекистане, во время подготовки учителей и членов МППК/ПМПК, а также во время моих визитов в пилотные школы и детские сады. Мое пожелание для всех участвующих в образовании, чтобы они помнили, что особые потребности всегда были, они существуют сейчас, и они будут в будущем. Это может быть трагедией в семье, но это нормальное явление в любом обществе. То, как мы используем данную ситуацию, демонстрирует, насколько развитым и зрелым является наше общество.

Регина Сабаляускене – Эксперт по тренингам и формированию основ образовательной политики

В проекте я участвовала в роли эксперта по тренингам и формированию основ образовательной политики, участвовала при разработке долгосрочной стратегии по инклюзивному образованию и учебного пособия для воспитателей и учителей, проводила тренинги для членов МППК и ПМПК, педагогов, директоров, преподавателей из институтов по подготовке и переподготовке педагогов. За два года работы в проекте мне посчастливилось побывать в пяти регионах Узбекистана и встретить очень много прекрасных специалистов.

Когда мы говорим об инклюзивном образовании мы понимаем, что это очень непростая задача, выполнение которой требует внести серъёзные изменения не только в законодательство, но и в программы по подготовке и переподготовке педагогов, физической среде учебных заведений, в арсенале методов, которые педагоги применяют в своей работе. Но самое главное и самое трудное – это добиться перемен в сознании
людей. Необходима приверженность идеям инклюзии всего сообщества.

Необходимо придерживаться убеждения, что обучение должно строиться с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка и что каждая семья имеет право на то, чтобы их ребенок получал качественное образование в обычной школе или детском саду. Мы должны помнить, что дети с особыми образовательными потебностями имеют те же потребности, что и другие дети: чтобы их любили и о них заботились, хотят чувствовать себя в безопасности и иметь возможность изучать окружающий мир через общение с заботящимися о них взрослыми и со своими сверстниками.

Я хочу пожелать всем специалистам, которых я встретила в Узбекистане успехов в исполнении их нелёгкой миссии, поддержки со стороны правительства, администрации и коллег, понимания со стороны родителей всех детей и получения удовлетворения от результатов своей работы.

Лола Муминова – Эксперт по учебной методологии

Благодаря проекту я приобрела большой практический опыт: консультации родителей, учителей и главное это дети с образовательными потребностями, обследование их, общение с ними. Своим участием внесла большой вклад в развитие инклюзивного образования, а именно под моим руководством разработано 3 методических пособия, совместно с Еленой Михайловной выпущен модуль для будущих педагогов педагогических вузов.

Кроме того – это обучение воспитателей, учителей, специалистов-дефектологов, МППК, это летние школы, семинары, поездки во все пилотные школы и сады, их мониторинг, информирование широкой общественности о значении инклюзивного образования в республике, участие в международных конференциях (Душанбе, Минск, Ереван). После окончания проекта также планирую работать по созданию устойчивости достигнутых результатов, расширить поле деятельности по всем компонентам, прилечь дополнительные ресурсы.

Хочу поблагодарить всех участников проекта и пожелать нашим зарубежным экспертам и директорам Юргену, Стефании доброго здравия, успехов в дальнейшей деятельности и мы всегда будем рады вновь встретить их в Узбекистане!

Ихтиёр Темиров – региональный эксперт, Сурхандарьинская область

С 2011 года работаю в управлении народного образования Сурхандарьинской области по направлению обучение детей с ограниченными возможностями. Очень надеюсь, что в результате проекта, а также моего личного вклада повысился уровень интеграции детей с особыми потребностями в жизнь общества, выработалось толерантное отношение к детям, что позволяет им выработать самостоятельные навыки и быть активными участниками жизни школы.

Шерзодбек Шарипов – эксперт по вопросам методики и механизмов для сбора, хранения и использования данных

Хочу выразить слова благодарности проекту «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», который был реализован в течение последних двух лет в Узбекистане за возможность непосредственно участвовать в реализации нескольких деятельностей проекта в качестве Национального эксперта по базе данных.

В рамках деятельности проекта, мы разработали соответствующие механизмы по сбору и хранению базы данных о детях с особыми потребностями в инклюзивных школах и дошкольных образовательных учреждениях в пяти пилотных регионах проекта в Узбекистане. Данная работа позволила нам тщательно изучить особые образовательные потребности детей в пилотных инклюзивных учреждениях и собрать наибольшую информацию о возможностях и потребностях детей в образовании.

Я очень рад, что в результате успешной реализации проекта по инклюзивному образованию в Узбекистане дети с особыми потребностями получили возможность учиться в инклюзивных условиях наряду со своими сверстниками и друзьями, что показывает успешное достижение основных целей и задач данного проекта.

Желаю всем детям нашей страны крепкого здоровья, счастья и благополучия, и самое главное, стать самыми великими, умными, крепкими и счастливыми людьми своей Родины! Хочу искренне поздравить всех членов команды проекта, всех национальных и международных экспертов, всех бенефициаров и партнеров проекта с успешным окончанием проекта и хочу поблагодарить всех за тесное сотрудничество в реализации проекта.

Ильмира Кабулова – региональный эксперт, Хорезмская область

Я очень счастлива и горда тем, что в течение двух лет работала в проекте, развивая инклюзивное образование в Хорезме. Работа с такими замечательными специалистами, коллегами и партнерами, которые были в нашей команде, дала мне много жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Сегодня, оглядываясь на два года назад, я вижу свой прогресс, как педагога, тренера, руководителя, координатора.

Я научилась по-другому смотреть на проблемы, с которыми сталкивается любой человек, научилась решать их, научилась видеть и понимать трудности, с которыми сталкиваются дети и люди с особыми потребностями, научилась помогать им, наконец, научилась смотреть на мир другими глазами. Стала намного позитивнее, милосерднее, сдержаннее, коммуникабельнее, научилась работать в команде.

Главное, у меня появилось много друзей и партнеров – специалистов во многих областях, которые помогут мне в нужную минуту, и , которым я сама приду на помощь по первому зову. Говорю всем огромное спасибо за то, что приняли меня, научили всему, поддерживали в трудные минуты моей жизни, которые мы пережили вместе. Хочу пожелать всем друзьям и коллегам творческих успехов. Быть первыми всегда трудно, но и почетно в одно и то же время.

Уверена, что наша команда войдет в историю народного образования Узбекистана, как команда, которая внесла реальный и весомый вклад в развитие инклюзивного образования. И наш труд будет обязательно по заслугам оценен и признан.

Максуда Мухсинбаева – региональный эксперт, Наманганская область

Это один из лучших проектов, где работала с большим удовольствием, это проект, который наполнен гаммой ярких эмоций и чувств. Я пришла в проект, фактически ничего не зная об инклюзивном образовании, но за короткий срок смогла не только понять суть инклюзии, но и полностью вовлечься, затянуться и полюбить то, чем занималась почти на протяжении всего проекта. Работа в сильной и профессиональной команде, знакомство с лучшими педагогами страны, получение знаний от лучших международных тренеров и конечно же дети и их стремление, их любовь помогли мне стать лучше, вырасти в личностном и профессиональном плане.

Уверенна, что всегда буду вспоминать этот период моей деятельности с особой теплотой. Пользуясь моментом, хочу поблагодарить всех тех, кто поддерживал и участвовал в реализации проекта. И хочется отметить, что это не конец проекта, а только начало на пути к инклюзивному образованию. И на пороге этого начала хочу пожелать всем здоровья, мира и благополучия! Пусть все дети будут счастливы и любимы!

Махмуда Наматова – региональный эксперт, Наманганская область

Несмотря на то, что в своей профессиональной деятельности я уже долгие годы работаю с детьми с особыми потребностями, участие на тренингах, организованных в рамках проекта «Инклюзивное образование в Узбекистане» дало мне бесценные знания и опыт. Я не только улучшила свои знания по работе с детьми с особыми потребностями, с их родителями, но и научилась правильной организации работы с педагогами, преодолевать препятствия и стереотипы – звучит не так, не согласуется со всем предложением.

Проект помог найти среди детей столько одаренных и смышлёных ребят, достижения которых выше всяких похвал. Их стремление к достижению цели, отношение к жизни, к окружающим, мотивирует не только их сверстников, но и взрослых. Я счастлива, потому что эти самые малыши смогли пойти в обычные школы и сады, смогли учиться со всеми, найти настоящих друзей, и главное, они помогли стать добрее и целеустремленнее другим. Спасибо за интересный и прекрасный проект!»

Рано Халилова – региональный эксперт, Самаркандская область

«Работа в проекте для меня – это, прежде всего, самореализация, ведь я руковожу ННО, которое занимается интеграцией людей с особыми потребностями. Через проект, я еще раз поняла, что важно в жизни, обрела прекрасных друзей, которые со мной, я стала частью команды поддержки детей и родителей с особыми потребностями.

С моей помощью родительский клуб стал активнее работать, о клубе узнали множество людей в городе и это очень здорово! Проект позволил мне поддержать людей, которые находились в сомнениях и трудностях предстоящего выбора. Я чувствую, что все мы делаем вклад в развитие инклюзивного общества. Мы будем продолжать нашу инклюзивную жизнь!

Дилдора Туляганова – региональный эксперт, Ташкентская область

По образованию я дефектолог. С 1995 по 2014 год работала заведующей массового детского сада №4 Бостанлыкского района г. Газалкент. С 2010 г по настоящее время являюсь директором негосударственного учебно–коррекционно-реабилитационного центра. В 2009 году в дошкольном образовательном учреждении № 4 г. Газалкент организовала группу смешанного типа, где наравне со здоровыми детьми воспитывались и обучались дети с ограниченными возможностями. Считаю, что дети с особыми потребностями должны социализироваться в обществе не отрываясь от семьи и получать образование по своим интересам и возможностям.

Юлдузхон Умарбекова – Эксперт по нормативно-бюджетной базе

Как сотрудник Республиканского центра социальной адаптации детей изначально была привлечена в работу проекта, так как защита прав детей с особыми потребностями является одной из главных задач нашего Центра. Мой опыт в Центре помог мне правильно осуществить задачи проекта в организации и правовой поддержке процесса внедрения инклюзивного образования в пилотных образовательных учреждениях, что меня очень радует.

Деятельность в проекте дала возможность принимать участие в изучении международного опыта в данном направлении, бок о бок работать с высококвалифицированными зарубежными специалистами как госпожа Стефания, Регина, Мудите и господин Юрген. В работе по проекту я начало глубоко понимать, насколько важно создание разных видов обучения для детей с особыми потребностями, исходя из их возможностей и потребностей.

На основании действующего законодательства Узбекистана помогла повысить правовую грамотность специалистов, родителей, которые участвуют в принятии решений в образовательной судьбе ребенка и в создании инклюзивного образования. И в будущем я буду продолжать работать в этом направлении, потому что процесс по внедрению инклюзивного образования в систему образования в республике будет продолжаться и совершенствоваться.

Я благодарю всех и хочу выразить признательность всем, кто сотрудничал с нами, и будет сотрудничать в деле защиты прав детей с особыми потребностями.

Наргиза Аликулова – эксперт по коммуникациям и повышению общественной осведомленности


Новые концепции всегда пугают. Новые понятия для нашего общества – Инклюзивное образование… дети с особыми потребностями… индивидуальный подход… И все это нужно было продвигать, об этом надо было говорить, доносить верно, без агрессии, без прессинга… Вызывая положительные ощущения от процесса. Безусловно, проект изменил меня, мое отношение к жизни, детям, обществу. И, конечно, к словам… поскольку в силу своей профессии знаю, как слово может вылечить или ранить.

Я многому научились в рамках проекта, от работы с международными экспертами, от коллектива РЦСАД, от учителей и родителей, но особенно от детей. Детей – которые не делят мир на здоровый/нездоровый, белый/черный, узбек/не узбек… Все эти понятия и разделения создаем мы – взрослые. А дети – они любят мир таким какой он есть.

Спасибо команде за поддержку, спасибо дизайнерам и фотографам, которые все это время работали в команде со мной бок о бок. Каждый из нас вложил частичку своей души в каждую открытку, каждый бюллетень, каждый фильм и фотографию. Мы старались сделать этот мир немножко лучше. И если, благодаря нашей работе вы узнали об инклюзивном образовании больше, значит, мы своей цели достигли.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры