Успехи родительского клуба «Умид» г. Ургенч

(Выступление председателя родительского клуба на финальной конференции в г. Ташкенте)

«… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Я – Ибрагимова Муяссар Курбанова – руководитель родительского клуба «Умид» из города Ургенча. Более 35 лет проработала в школе №10 учителем математики, в данное время на пенсии, занимаюсь воспитанием внуков.

Необходимость создания клубов родителей при проекте «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» – это аксиома, а не теорема.

Родительский клуб – это помощь родителям в обретении достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка, в оказании психологической поддержки, в дружественном объединении всех участников учебновоспитательного процесса родителей, педагогов, детей.

Все, кто хорошо понимает цели и задачи инклюзивного образования и, особенно те, кто через свое сердце пронес необходимость и нужность такого вида образования для детей с особыми потребностями, приняли создание клуба родителей «Умид» в Ургенче с большой верой и надеждой на помощь и поддержку. Потому что образование для детей с особыми потребностями – это, в первую очередь, получение навыков профориентации и социализации в обществе, частью которого они являются.

Родительский клуб – это слаженная командная работа всех специалистов, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс, а именно – учителя, классные руководители, психолог, специальный педагог, медицинские работники, члены МППК и ПМПК комиссий, администрация школы и, конечно, родители!

Родительский клуб началсвою работу в сентябре 2015 года. Его состав на сегодня насчитывает более 90 человек (семей). Не было никаких решений, приказов о создании клуба, а просто родилась большая семья, которая объединяет родителей и детей, с общими проблемами и разными достижениями. В ресурсный центр проекта обращались родители, рассказывали, спрашивали, советовались, находили ответы на вопросы, которые годами носили в своем сердце.

Основной целью нашего клуба является создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с особыми образовательными потребностями в семье и учебном учреждении через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей при активном участии воспитателей и учителей. Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, является «родительский клуб». Родительский клуб «Умид» ставит перед собой следующие задачи:

   - Формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития ребенка»;

   - Формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия личностных, творческих и социальных ресурсов ребенка;

   - Формирование партнерских отношений родителей с детскими садами и школами, получение качественного образования, обогащение и обмен опытом;

   - Личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

До сегодняшнего дня клуб «Умид» провел большую работу, выросла грамотность, расширился кругозор родителей, они получили большой объем знаний об инклюзивном образовании, его правовых основах, организации, проблемах детей, многие родители научились вести дневник наблюдений, правильно фиксировать сильные и слабые стороны своего ребенка. Около 15 самых активных родителей приняли участие в семинарах- тренингах по инклюзивному образованию.

Вырос уровень знаний родителей в сфере воспитания, ухода и диагностики после ряда семинаров, проведенных психологами их Хорезмского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Салаевой Навбахор, Бекчановым Хусинбаем и Сабировым Камилжаном.

Основными функциями клуба являются:


   - формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с особыми образовательными потребностями;

   - расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с особыми потребностями;

   - ознакомление родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

   - формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Умид»;

   - расширение контактов с обществом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Наши социальные партнеры сегодня – это колледж Олимпийского резерва, фонд «Соглом авлод учун», Центральная поликлиника города Ургенча, Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш», Ургенчский городской отдел профсоюзов, футбольная школа-интернат, ОДМ «камолот», Ургенчский государственный университет.

Хочу поблагодарить этих неравнодушных людей за работу о детях и вклад в развитие инклюзивного образования. Если сказать, что мы научили чему-то родителей, наверное, это будет неправильное определение, вернее будет – родители научились. Научились уделять больше времени своему ребенку, что было большой проблемой во многих семьях.

Каждую среду в колледже Олимпийского резерва идут занятия по гимнастике, которые проводят волонтеры Сабохат Бекчанова и Ильмира Сабирова. А после занятий все родители остаются, чтобы поделиться опытом, сделать выводы и рассказать об успехах своих детей. Радостно слышать и видеть, когда родители понимают и применяют на практике такие специальные термины, как, например, крупная и мелкая моторика, социальная адаптация и т.д.

Каждую субботу идут занятия по хореографии, где учатся танцевать родители и дети. Родители видят, как их дети весело танцуют. Это были дети, которые закрывали уши и капризничали при звуке музыки, а теперь они выполняют все движения под чутким руководством волонтера, студентки первого курса колледжа Кабуловой Осуды. Я думаю, что в такие минуты наши дети рождаются заново и становятся уверенными в своих действиях.

По вторникам и четвергам у нас занятия со специальным педагогом и шахматная школа, которую ведет Алибекова Динара. Семьи, где живут наши детки стали более сплоченными, со слов одной из мам, которая поделилась со мной своим сокровенным – «наш папа раньше не выходил гулять с сыном, а теперь говорит – «Давай я сам поведу его на занятия»». Разве это не победа?!

Во многих семьях в детских комнатах родители организовали уголки песочной терапии, сказкотерапии и сенсорные уголки. Еще одно достижение клуба родителей – это постоянная связь со школами и детскими садами, где учатся и воспитываются наши дети. Налажено сотрудничество с учителями, воспитателями, психологами, логопедами этих заведений. Кроме того, родители активно участвуют в составлении индивидуальных образовательных планов для детей.

Большинство родителей знают друг друга по имени и отчеству, они знакомы с детьми, их проблемами, переживаниями. Если встретят где-нибудь книгу или статью, касающуюся их общей деятельности, обмениваются друг с другом информацией. Они гордятся достижениями и успехами детей, все стали как братья и сестры, одним словом – семьей. Родители часто проявляют инициативу и подают предложения по проведению новых мероприятий, совершенствуя действующие проекты.

У нашего клуба есть цель – открыть ННО и расширить свою деятельность, в частности, опираясь на имеющийся опыт, начать работу с родителями в районах Хорезмской области. Подводя итоги хочу сказать, что учителя, какого бы возраста они не были, не могут жить без учеников. Наверно поэтому несмотря на то, что я на пенсии, если я встречаю на улице детей с особыми потребностями думаю, как бы подойти к маме, спросить о ее проблемах, поддержать и помочь ей.

Так вот случилось, например, с Азизбеком, который живет неподалеку от моего дома. Три дня думала и наконец решила зайти к ним домой и поговорить с мамой. Сейчас мама очень довольна, потому что Азизбек смог осуществить свою давнюю мечту – заниматься спортом, он готовиться к чемпионату по плаванию со своим тренером по паралимпиаде Шарафиддином Каландаровым, а также
он занимается хореографией и шахматами.

Сегодня, выступая перед такой большой и серьезной аудиторией, проработав полтора года в проекте и клубе родителей, имея определенный опыт и навыки, я с уверенностью могу сформулировать наши общие с учителями убеждения:

   - все дети могут учиться и будут учиться;

   - сотрудничество и социальное партнерство способствует взаимопониманию;

   - наш успех зависит от наших усилий;

   - изменения – это новые возможности;

   - добрые взаимоотношения – это большая сила!

По-моему, весь мир это сказочная страна под названием «Детство» и все жители этой страны родители и дети. Какие бы мероприятия мы не проводили, какие бы проекты не организовывали, всегда остается главная цель – учить и воспитывать детей, дать им качественное образование и воспитание, помочь определиться с социальными навыками и профессией, которая под силу нашим детям. Помочь детям найти свое место в жизни, помочь родителям выработать выдержку и уверенность в том, что цель будет достигнута.

Мы родители верим в правильность и необходимость инклюзивного образования, мы почувствовали его и пронесли через свое сердце, мы увидели на практике успехи и достижения своих детей, именно поэтому мы должны сделать все для того, чтобы у инклюзивного образования в Узбекистане было будущее, чтобы оно развивалось и укреплялось, так как необходимо всему обществу.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры