Ваши вопросы – наши ответы

На вопросы отвечает Региональный координатор по Ташкентской области, директор негосударственного коррекционно-логопедического центра, дефектолог, Дильдора Туляганова.

г.Ташкент, мама Билола (8 лет, задержка психо-речевого развития):
Мой ребенок отстает в чтении, какие методики Вы предложите для развития навыков чтения? Мама Артема, 8 лет, как улучшить технику чтения?

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.

Во-первых, текст, предлагаемый для чтения, должен быть интересен ребенку. Обычно мальчики любят тексты на тему машинок, животных, приключений. Кроме того, необходимо обратить внимание, что объем текста должен быть небольшим. Потому-что если ребенок устает, то у него снижается интерес к чтению. Также шрифт должен быть правильно выбранным, а длительность чтения не должна превышать 15 минут. Но необходимо данное упражнение выполнять регулярно, каждый день не более 15 минут.

Можно также применять методику глобального чтения, когда ребенок не читает по слогам, а запоминает слова полностью. Кроме того, имеются книги, где картинки заменены словами, и ребенок запоминает визуальное изображение и слова и картинки. Зачастую родители забывают, что дети повторяют поведенческие стереотипы родителей. Поэтому, очень трудно будет заставить ребенка читать, если сами родители не берут книгу в руки.

Мама Ванессы 8 лет, ДЦП, мозжечковая симптоматика.
У моей дочери появилось заикание. Причем больше похоже на судорогу. Но это после школы. До этого говорила плохо, но не заикалась?!


Как только вы заметили, что Ваш ребенок заикается, вам сразу же необходимо обратиться к специалисту логопеду, который разработает индивидуальный план занятий с ребенком. При этом необходимо учителю не создавать стрессовую обстановку для ребенка, и постараться не давать устных заданий, а только письменные.

Очень помогает комплекс дыхательных упражнений, занятия вокалом, а также плавание. Все это необходимо выполнять только при участии специалиста-логопеда, так как родители самостоятельно не смогут выполнять некоторые методики. Если у вас имеются дополнительные вопросы, вы можете обратиться к нам в негосударственный коррекционно-логопедический центр «Lola Muminova» по адресу: Яккасарайский район, ул.Шота Руставели (бывшая ул.Ивлева), 17, здание «Баркамол Авлод».

Отвечает Эксперт по законодательной и бюджетной базе проекта Юлдузхон Умарбекова.

Учитель школы № 8, Саяра.
Есть ли какие-то изменения в отношении финансирования учебных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование?

Изменения в отношении финансирования образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, нашли свое отражение в проекте долгосрочной национальной стратегии по развитию инклюзивного образования в Узбекистане. Данный документ разрабатывается проектом совместно с национальными партнерами. Но, необходимо подчеркнуть о наличии норм в действующем законодательстве по финансированию процесса инклюзивного образования.

Согласно Положению о директорском фонде поощрения отличившихся работников в общеобразовательных учреждениях, сегодня можно премировать учителей, ведущих инклюзивное образование в своих классах (Постановление № 275 Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении совершенствованной системы оплаты труда работников народного образования», 2005 год)

Согласно Постановлению № 117 Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности государственных специализированных дошкольных образовательных учреждений (2010 год)», сегодня в общеобразовательных садах можно организовать работу (штат) дефектолога, который будет помогать воспитателю группы по инклюзивному образованию разрабатывать индивидуальные планы по развитию ребенка с особыми потребностями и сопровождать данный процесс.

Мама Расулбека.
Мой ребенок находится на домашнем обучении, может ли мой сын посещать занятия или мероприятия в школе? Кто за это ответственный? К кому мне надо обратиться, чтобы решить данный вопрос?

Вам необходимо обратиться к директору школы, где обучается Ваш ребенок. Согласно 30 пункта «Положения о порядке организации индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении» директор школы в целях приобретения навыков общения с обычными детьми и социальной адаптации в условиях инклюзии может привлечь ученика с особыми потребностями на предметные уроки в школе, на внешкольные культурно-массовые мероприятия, а также на коррекционно-развивающие занятия.

(Постановление Министерства народного образования Республики Узбекистан, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке организации индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении». [Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июня 2015 г. Регистрационный № 2691]. Данный процесс будет эффективным для Вашего ребенка при вашем тесном сотрудничестве с директором и соответствующим педагогом школы.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры