10 барьеров для инклюзивного образования (Международный консультант проекта Мэтью Гриффитс)

Чтобы создать инклюзивные школы, необходимо, прежде всего, подумать о барьерах, которые создают препятствия детям с ограниченными возможностями для их посещения обычных школ. Также мы должны подумать о том, как можно исключить такие препятствия или, по крайней мере, свести к минимуму. В своей статье я определил 10 таких барьеров. Кроме того, я изложил некоторые предложения, которые могут оказаться полезными в работе по созданию инклюзивных школ в Узбекистане.

Барьер No1 Вера и убеждения

Если мы не будем верить в то, что дети с ограниченными возможностями смогут посещать обычные школы, это создаст непреодолимое препятствие для их обучения. Все ли специалисты в области образования считают, что дети с ограниченными возможностями способны посещать обычные школы и учиться успешно? Верят ли в это родители детей? А другие члены местного сообщества? Как можно изменить убеждения таким образом, чтобы отношение общества не являлось барьером?

Барьер No2 Система образования

То, как устроена система образования и как она функционирует, может либо порождать, которым, потребуется обучение в специальной школе на определенный период времени для обретения конкретных навыков, таких как язык Брайля или язык жестов, могли бы легко перейти в общую систему образования. Общеобразовательные школы должны иметь поддержку, чтобы быть готовыми и способными включать в свои ряды учеников с ограниченными таким образом, чтобы выявлять препятствия, которые могут быть вызваны различными аспектами системы, и находить способы их устранения.

Барьер No3 Доступ

Если дети с ограниченными возможностями не могут добраться до здания школы из своих домов и войти в здание школы, то отсутствие доступа – это барьер. Могут ли дети с различными формами инвалидности добраться до школы и войти в здание? Это означает, что они должны быть в состоянии проделать путь от своего дома в школу безопасно и легко. Какие имеются препятствия, и для каких детей? Могут ли дети с физическими ограничениями в здоровье безопасно и легко добраться до школы и войти в здание?

Барьер No4 Поступление в школу

Допустим, дети в состоянии прийти в школу и войти в здание, но школа может отказать в регистрации их в качестве учеников. Каковы барьеры для принятия таких детей? Отказываются ли принимать определенных детей директора или учителя, несмотря на то, что они могут их принять? Отказываются ли родители отдать своего ребенка в обычную школу, или они не знают, что они вправе это сделать?

Барьер No5 Основные потребности

Если у детей не имеется возможности в удовлетворении своих основных потребностей, таких, как доступ к питьевой воде, туалету, который они в состоянии использовать, или стулу и столу, которые удобны для них, то это создает препятствия в их возможном обучении в школе. Какие меры необходимо предпринять, и для каких детей, чтобы их основные потребности могли быть удовлетворены в школе?

Барьер No6 Ожидания

Зачастую самым большим препятствием является ожидание, что они не в состоянии чего-то достичь. Однако многие дети с ограниченными возможностями могут достичь столько же или даже больше, чем большинство их сверстников, если удовлетворяются их особые потребности в поддержке и в доступе к учебной программе, и  если при этом учителя верят, что они смогут всего достичь. Конечно, дети с ограничениями в интеллектуальном развитии не смогут достичь того же, что и их одноклассники, но и при этом необходимо ожидать от них достижений по мере возможностей. Верят ли учителя, что дети с ограничениями в развитии должны быть освобождены от ожиданий в обучении? Думают ли они: «У нее ограниченные возможности – у нее плохое зрение. Я не ожидаю, что она справится с уроками»?

Барьер 7 Содержание учебной программы

Некоторые дети считают, что содержание учебной программы является препятствием для их обучения: в данном случае учебная программа должна быть адаптирована, чтобы эти дети могли добиться успеха. Это может быть одной из целей индивидуального плана обучения (IEP).

Барьер 8 Методы обучения

Методы преподавания, могут быть основным препятствием для многих детей, потому что они не в состоянии эффективно обучаться по таким методам. Учителям необходимо развивать свои навыки в дифференцированном преподавании и обучении. Дифференциация означает получение лучшего от каждого ученика, лучшего, что он способен показать, что он знает, понимает, и что в состоянии сделать. Дифференцированное обучение является процессом, который включает планирование целей учебной программы, стратегии обучения, ресурсов, методов обучения и способов взаимодействия с учениками, уделяя особое внимание следующим вопросам:

  • дифференциации между учениками в соответствии со способностями и уровнем освоения навыков;
  • различные методы освоения материала учениками;
  • различная скорость обучения учениками.

Учителя могут дифференцироваться в методах планирования, методах преподавания, в том, каким образом они позволяют ученикам учиться и в том, как они обеспечивают обратную связь с учениками. Способности и потребности каждого ученика различны, и поэтому процесс преподавания должен это отражать. Вызов заключается в том, чтобы процесс преподавания осуществлялся для каждого ученика методом, позволяющим прогрессировать его учебе. Дифференциация между учениками означает, что им даются соответствующие задачи и поддержка, материалы, которые они могут читать (если чтение является частью задачи) и соответствующее оборудование для выполнения ими задач. Каждый ученик должен точно знать, что от него требуется: адекватный уровень постановки проблемы позволит ему добиться прогресса. Мероприятия по распространению знаний и опыта необходимы для мотивации наиболее способных учеников.

Барьер 9 Оценка успеваемости

Система оценки успеваемости может создавать препятствия для демонстрации детей своих знаний. Система оценки должна быть изменена таким образом, чтобы приспособить кандидатов с ограниченными возможностями или особыми потребностями без ущерба для стандартов, если учебная программа не была изменена. Ученики с ограниченными возможностями или особыми потребностями, которые не имеют доступа к полной обычной учебной программе, должны иметь систему оценки, разработанную в соответствии с изменениями в учебном процессе. Индивидуальный план обучения должен отражать в деталях, какие изменения или корректировки необходимо совершить в отношении каждого отдельного ребенка.

Барьер No10 Прогресс

Многие дети с ограниченными возможностями не могут достичь уровня профессионального образования или занятости из-за препятствий на пути их продвижения, которые должны быть удалены, если мы хотим, чтобы они стали как можно более независимыми и продуктивными во взрослой жизни. Как могут быть сняты существующие барьеры, и как предотвратить появление барьеров в будущем? Есть ли такие навыки, которым обучают в специализированных колледжах для учащихся с ограниченными возможностями, которые бы подходили для поиска работы в 21-м веке?


(Доктор Мэтью Гриффитс, является международным консультантом в сфере обучения и социальной инклюзии)

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры