Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане»
ПРЕСС-РЕЛИЗ
«Диагноз – не приговор»
20 июля 2016 г.
г.Термез
20 июля в г.Термез прошел Круглый стол для сотрудников районных отделений народного образования Сурхандарьинской областипри участии руководителя проекта Стефании Алишаускенеи эксперта проекта по законодательной базе ЮлдузхонУмарбековой с целью ознакомления с достижениями и целями проекта, финансируемого Европейским Союзом «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане».
В ходе мероприятия участники ознакомились с основными принципами инклюзивного образования, а также с возможностями и перспективами развития инклюзивного образования в Узбекистане. Кроме того, эксперты проекта ознакомили с существующей законодательной базой для внедрения инклюзивного образования в Узбекистане, роли медико-психолого-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических комиссий в продвижении инклюзивного образования. Региональный эксперт в Сурхандарьинской области Ихтиер Темиров рассказал об опыте внедрения инклюзивного образования в пилотных школах г. Термез в 2015-2016 учебном году.
Как отметила руководитель проекта Стефания Алишаускене, «Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что каждый ребенок обучаем, и каждый ребенок имеет право учиться. Просто у каждого ребенка свои возможности. Все дети должны принимать активное участие в школьной жизни и жизни общества в меру своих возможностей. Очень важно, чтобы не только общество воспринимало детей с особыми потребностями неотъемлемой частью общества, но и сами дети видели себя как часть коллектива».
Цель инклюзивного образования в том чтобы:
- Школа была доступна для каждого ребёнка
- Все дети обучались и участвовали в школьной жизни
- Все занимались учебной деятельностью вместе со своими сверстниками
- Каждый чувствовал себя частью коллектива
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Благодаря проекту «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» более чем 800 детей с особыми образовательными потребностями было включено в систему общего образования в 30 пилотных школахи детских садах пяти регионов Узбекистана (Ташкент, Самарканд, Наманган, Ургенч и Термез).
Дополнительная информация о применении инклюзивного образования в Узбекистане:
После обретения Независимости одним из первых международных документов, ратифицированных Узбекистаном 9 декабря 1992 года стала Конвенция ООН о правах ребенка. Защита прав детей в Узбекистане осуществляется нормами различных отраслей национального права: в 2007 году в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях прав ребенка», в котором установлены гарантии прав детей в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и всестороннего развития. Особый акцент в этом законе сделан на гарантиях прав социально уязвимых детей и детей с особыми потребностями.
В 2009 году Узбекистан подписал Конвенцию о правах людей с инвалидностью, которая была одобрена Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 года. Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества.
Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемый Европейским Союзом, рассчитан на период март 2014 г. -сентябрь 2016 г. и реализуется в Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях. Главным бенефициаром проекта является Республиканский центр социальной адаптации детей (РЦСАД). Благодаря тесному сотрудничеству с Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов проектом были достигнуты следующие результаты:
- Разработан проект Национальной стратегии по инклюзивному образованию;
- 800 детей с особыми образовательными потребностями были включены в 15 пилотных школ и 15 пилотных детских садов;
- Повышена квалификация 944 педагогических работников и 90 специалистов медико-педагогических и психологических комиссий;
- Внедрено 4 учебных модуля по инклюзивному образованию для подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
- Открыто пять пилотных Ресурсных центров, предоставлено более 1511 консультаций детям с особыми образовательными потребностями и их семьям, а также экспертам, участвующим в разработке и применении инклюзивных образовательных услуг;
- Повышена общественная осведомленность;
Публикации
Контакты
- Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан - Тел: (+99890) 980-82-98
- Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com
Информация о Родительских клубах в Узбекистане:
Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22
Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов: 14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел: (+99891) 580-30-65
Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел: (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21