Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане»

ПРЕСС-РЕЛИЗ
13 июля 2016 г.
г.Наманган

12-15 июля 2016 г. в г.Наманган проходят обучающие семинары для педагогических работников школ и дошкольных образовательных учреждений, а также для специалистов МППК (медико-психолого-педагогических комиссий) и ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий) Наманганской области. Всего в рамках Летних семинаров навыкам внедрений инклюзивных практик только по Наманганскому региону обучатся 80 человек. Семинары проходят под руководством национальных и международных экспертов: Мудите Рейгасе (эксперт по инклюзивному образованию), Регины Сабаляускиене (эксперт по тренингам), Лолы Муминовой (эксперт по методологии преподавания)и ЮлдузхонУмарбековой (эксперта по законодательной базе).

В программу обучения вошли следующие направления:

1.    Презентация проекта и результатов вопросников учителей, принявших участие в Летней школе 2015;
2.    Различные виды особых образовательных потребностей (ООП) – нарушения слуха и зрения, физические нарушения, нарушения речи, нарушения поведения и т.д.;
3.    Среда обучения, стратегии преподавания и обучения, вовлечение родителей;
4.    Аутизм – особенности детей, методы и стратегии работы с детьми с аутизмом;
5.    Дети c задержкой психологического развития и легкой формой умственной отсталости - как обеспечить поддержку и академическое развитие детей c задержкой психологического развития и легкой формой умственной отсталости;
6.    Разработка индивидуального образовательного плана/программы (ИОП);
7.    Работа в группах и практическая разработка индивидуального плана обучения.

По словам международного эксперта по инклюзивному образованию Мудите Рейгасе, «Большинство детей, обучающихся в специальных учреждениях, не имеют инвалидности, а лишь легкие нарушения в здоровье. Необходимо помнить, что под влиянием соответствующего воспитания и обучения, природные задатки развиваются и совершенствуются. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больших успехов может достигнуть ребенок с умственной отсталостью».

Эксперт Регина Сабаляускиене добавляет, «Очень важно в отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели» - подчеркивать его успехи и поощрять сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.) которое ему интересно и лучше всего дается. Любые знания, умения и увлечения ребенка поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других людей». 

«Основной принцип инклюзивного образования – каждый ребенок обучаем, и каждый ребенок имеет право учиться. Все дети должны принимать активное участие в школьной жизни и жизни общества в меру своих возможностей. Очень важно, чтобы не только общество воспринимало детей с особыми потребностями неотъемлемой частью общества, но и сами дети видели себя как часть коллектива» - заключает профессорМуминоваЛола Рахимовна.

Необходимо отметить, что общеобразовательные школы и детские сады в Узбекистане традиционно включают детей с особыми потребностями в процесс обучения. Однако, методы воспитания и преподавания не были основаны на инклюзивных педагогических методах. В итоге, образование, получаемое детьми с особыми потребностями не позволяло полностью раскрыть их потенциал и не отвечало их потребностям.

Обеспечению равного доступа к образованию для всех детей, в плане приспособления к различным нуждам детей, включая детей с особыми потребностями, направлено Инклюзивное образование. Принципы Инклюзивного образования подразумевают, что каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Благодаря проекту «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» инновационные методы обучения, индивидуальный и дифференцированный подход были внедрены в 30 пилотных школахи детских садах  пяти регионов Узбекистана (Ташкент, Самарканд, Наманган, Ургенч и Термез), что позволило применить их в отношении к более чем 800 детям с особыми образовательными потребностями.

Дополнительная информация о применении инклюзивного образования в Узбекистане:
После обретения Независимости одним из первых международных документов, ратифицированных Узбекистаном 9 декабря 1992 года стала Конвенция ООН о правах ребенка. Защита прав детей в Узбекистане осуществляется нормами различных отраслей национального права: в 2007 году в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях прав ребенка», в котором установлены гарантии прав детей в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и всестороннего развития. Особый акцент в этом законе сделан на гарантиях прав социально уязвимых детей и детей с особыми потребностями.

В 2009 году Узбекистан подписал Конвенцию о правах людей с инвалидностью, которая была одобрена Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 года. Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества.

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры