Успехи и вызовы в работе комиссий

Под таким названием с 10 по 20 мая прошла серия семинаров для специалистов медико-психолого- педагогических и психолого-медико-педагогических комиссий в пилотных регионах проекта. Тренинг провели международный эксперт по инклюзивному образованию Мудите Рейгасе и эксперт по законодательной и бюджетной базам Юлдузхон Умарбекова.

В ходе тренинга участники имели возможность получить информацию по обновлениям в законодательстве, касающемся образования детей с особыми потребностями, а также разобрать конкретные случаи из практики работы с детьми с особыми потребностями и определить пути решения возникающих проблем. Тренингами было охвачено свыше 120 специалистов, в том числе учителей и медицинских работников.

Об успехах и вызовах в работе комиссий рассказывает эксперт проекта по законодательной и бюджетной базам Юлдузхон Умарбекова

– Как вы оцениваете общий рост осведомленности специалистов МППК1 и ПМПК2 об инклюзивном образовании, необходимости его внедрения? Отличается ли их понимание до и после реализации проекта?

Ю. Умарбекова: Члены МППК и ПМПК комиссий в пилотных регионах активно используют знания согласно действующему законодательству Республики Узбекистан в организации инклюзивного образования. Их осведомленность намного повысилась после прохождения предыдущих тренингов, организованных проектом, где участники получили много информации по применению инструментов для изучения и оценки образовательных потребностей детей с особыми потребностями.

Значительно изменился подход и специальных педагогов и врачей к принятию решений по направлению ребенка в образовательные учреждения. Как утверждают сами члены МППК и ПМПК комиссий, медицинский диагноз ребенка не является основным критерием;
очень важно изучить, что умеет и может ребенок. Каждый ребенок сегодня должен быть охвачен одной из форм обучения исходя из своих возможностей.

На сегодняшний день согласно нормативно-правовым документам у нас в системе образования имеется 4 формы обучения: общее образование, специальное образование, инклюзивное образование и обучение на дому. Члены МППК и ПМПК дают заключение ребенку, исходя из его образовательных потребностей, на одну из вышеперечисленных форм, и родитель, исходя из наилучших интересов своего ребенка, принимает решение по определению в образовательное учреждение.

– С какими основными вызовами сталкиваются специалисты в своей работе? Какие пути решения? Можете ли поделиться конкретными примерами?

Ю.Умарбекова: По словам специалистов, есть и трудности в данном направлении. Бывают случаи, когда комиссия дает направление в общеобразовательный детский сад или школу, но родители не согласны. Или же когда родители соглашаются, администрация учреждений не согласна или не готова к принятию особого ребенка. Но, конечно, это не должно препятствовать процессу внедрения инклюзивного образования в Узбекистане.

Необходимо работать с родителями ребенка и дать им правильное направление, исходя из наилучших интересов ребенка. А школам и детским садам постепенно необходимо создавать условия в учреждениях для включения детей с особыми потребностями в процесс общего образования.
Об этом также говорится в положениях МППКи ПМПК комиссий и других законодательных актах.

Процесс создания и внедрения инклюзивного образования требуют больших усилий и поэтапной работы. Именно МППК и ПМПК комиссии играют важную роль в данном процессе, можно сказать в образовательной судьбе ребенка.Поэтому принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комиссий.

– Ваше общее впечатление от прошедших тренингов.

Ю.Умарбекова: Отрадно было, что в тренингах приняли участие не только члены МППК и ПМПК пилотных городов, но и из районов Хорезмской, Ташкентской, Самаркандской и Сурхондарьинской областей. Это говорит о том, что сегодня вся образовательная система в Узбекистане должна выходить с инициативой о внедрении инклюзивного образования для детей с легкими потребностями в развитии. Участники были рады представленной информации и раздаточным материалам и сообщили о готовности применения их на практике.

Необходимо подчеркнуть что 18 мая 2016 года Министерством народного образования Республики Узбекистан в г.Намангане был организован Республиканский семинар для сотрудников дошкольных образовательных учреждений и членов МПКК, которые непосредственно в своей деятельности дают заключение о направлении детей от 2 до 7 лет в общеобразовательные и специализированные сады.
На семинаре была продемонстрирована работа МППК, индивидуальные занятия сурдопедагога, учителя-дефектолога с детьми с особыми потребностями. Члены комиссий поделились своим опытом в данном направлении – дети, с которыми была осуществлена работа при помощи коррекционнО развивающих занятий, уже перешли из специализированных детских садов в общеобразовательные.

Группа проекта также приняла участие в работе данного семинара, представив свои наработки и предложения по совершенствованию системы дошкольного образования в нашей Республике. Кроме того, нами был продемонстрирован социальный ролик, подготовленный в рамках проекта.

(Вела беседу Н.Аликулова)

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры