Толчок для развития инклюзивного общества в Узбекистане

Интервью с руководителем Республиканского центра социальной адаптации детей (РЦСАД), Алимовой Василой Саттаровной, – основным бенефициаром проекта.


– Как родилась идея проекта?

Зарождение проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» произошло по инициативе РЦСАД в 2010 году. Еще с момента своего основания РЦСАД всегда работал в тесном сотрудничестве с Министерством народного образования и Министерством здравоохранения, и, конечно, все вопросы, касающиеся социальной интеграции, охраны здоровья, решались сообща.
Уже на начальном этапе был основан Общественный совет, куда входили ведущие специалисты из линейных министерств.Будучи общественной организацией, РЦСАД удалось создать команду специалистов, или коалицию, работающую по направлению социальной инклюзии детей. Объединяя интересы всех министерств, и учитывая их направление деятельности и особенности, доносим уже всю информацию до общественности по всем филиалам в стране.
Не смотря на то, что РЦСАД является основным бенефициаром проекта, реализация ведется непосредственно в тесной взаимосвязи с министерствами народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, высшего и среднего специального образования и финансов.


– Какое влияние оказал проект на работу РЦСАД и внедрение инклюзивного образования в Узбекистане?

– В первую очередь, проект на несколько шагов вперед продвинул деятельность Центра именно в плане обеспечения прав детей с особыми потребностями. Конечно, эта работа велась и раньше, но проект оказался мощным толчком в дальнейшем продвижении нашей деятельности.

Во-вторых, проект дал возможность повысить квалификацию и уровень знания специалистов не только министерств и ведомств, но и самого РЦСАД.Работая в рамках проекта, наши сотрудники, путем изучения опыта других стран, приобретения навыков инклюзивных практик, можно сказать, втрое увеличили свои познания в сфере инклюзивного образования.

В-третьих, это подход к инклюзивному образованию. Мы знаем, что в мире нет единого подхода к инклюзивному образованию. У каждой страны свой подход, и благодаря проекту мы получили огромный объем информации. Положительный опыт и извлеченные уроки любой страны всегда полезны; как говорится, легче учиться на чужих ошибках. Для нас было очень важно знать, как некоторые аспекты инклюзивного образования могут обернуться проблемами. Когда мы совместно со специалистами вовлеченных министерств и ведомств разрабатывали схему и подход к развитию инклюзивного образования в Узбекистане, мы, естественно, учитывали все эти моменты, а также и наши внутренние аспекты – менталитет, образ жизни, систему образования и здравоохранения и т.д. Исходя из всех таких факторов, попытались разработать ту модель, которая оказалась бы действенной в условиях Узбекистана.

И, конечно, самое главное – нам удалось глубоко проанализировать существующую нормативно-правовую базу в сфере инклюзивного образования. Мы выявили, что в законодательной базе Узбекистана очень много сильных сторон, но вместе с тем, мы поняли, где и что еще необходимо доработать, чтобы инклюзивное образование заработало, чтобы были созданы условия родителям и детям с особыми потребностями для получения ими квалифицированного образования.

В рамках проекта нам удалось ввести курс по инклюзивному образованию для студентов ВУЗов, разработать Национальную стратегию по инклюзивному образованию на 2015-2017 г.г., а также ряд других документов, касающихся обеспечения прав детей.
Конечно, это стало возможным при поддержке международных и национальных экспертов.

Необходимо акцентировать внимание на том, что это была именно командная работа. Ни одно вовлеченное министерство не осталось в стороне, подключились к работе все. И еще один немаловажный момент. Благодаря работе по повышению осведомленности среди населения, родителей, педагогов, специалистов, повысилась информированность в данной сфере. Основным показателем этого является увеличение количества обращений родителей в Ресурсные центры филиалы РЦСАД и Министерство народного образования за консультативной помощью или помощью в устройстве ребенка в образовательные учреждении. И данный спрос растет изо дня в день по всему Узбекистану.
Вы не поверите, но даже со своими родными мне приходилось вести разъяснительную работу, и я считаю, тем самым внесла свой личный вклад в повышение осведомленности общества. Как-то раз, возвращаясь из командировки, увидела в поезде фильм, который наглядно демонстрирует вопрос инклюзии, что меня не могло не обрадовать.

Уверена, информированность родителей и специалистов будет расти из года в год, если курс по инклюзивному образованию при подготовке студентов будет работать так, как мы запланировали, то данный вопрос будет рассматриваться на достаточно высоком уровне. Конечно, перед нами еще стоят задачи внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты, что послужит хорошим толчком для создания условий для детей с особыми потребностями. Как известно, Узбекистан идет на пути к ратификации Конвенции ООН по обеспечению прав людей с инвалидностью. Таким образом, создание необходимых условий – является одним из основных факторов для ратификации конвенции.


– Чем отличается данный проект от ранее реализованных проектов в сфере инклюзивного образования в Узбекистане?

– В истории РЦСАД и образовательной системы Узбекистана данный проект является самым комплексным и масштабным.
Самое главное – он оставляет за собой след. Хорошая отработанная нормативноправовая база обеспечивает устойчивость в долгосрочной перспективе. С этой точки зрения данный проект внес неоценимый вклад, так как он начал работать, прежде всего, с фундаментом для развития инклюзивного образования в нашей стране.
Вместе с тем, нельзя утверждать, что инклюзивного образования до данного проекта не было. Даже когда я еще училась в школе, со мной в классе учился ровесник с ДЦП. Мы не смотрели на это, как нечто особенное, он также ходил в школу, получал знания, окончив в школу, выучился по специальности, создал семью. Никто не ставил под сомнение его возможность обучаться со всеми и жить, и мы это воспринимали нормально. Это было еще в 90-е годы. Инклюзивное образование в Узбекистане было всегда, но оно было скорее фрагментированным. Сейчас же мы продвигаем это более масштабно и повсеместно.

Сейчас в данный процесс уже вовлекаются все стороны. И ключевые министерства, и родительские сообщества, и ННО, и другие ведомства, которые раньше, возможно, работали только в узком направлении. Данный проект сумел вовлечь все стороны в процесс развития инклюзивного общества в Узбекистане.


– Повлияло ли участие в проекте лично на Вас?

– Как руководитель основного бенефициара проекта, получила огромный опыт непосредственно от команды проекта. Опыт организации работы, знания, подход к работе проекта, мировоззрение – все это положительно отразилось и на работе наших специалистах и работе РЦСАД в целом. Конечно, мы все разные, разного происхождения, национальности, менталитета – но я всегда пытаюсь взять для себя что-то новое и лучшее. Для себя вынесла много полезного, начиная от принципа организации работы и заканчивая установлением личных коммуникаций.
Надеюсь, приобретенный опыт в дальнейшем очень сильно поможет и мне, и моим коллегам, как в работе, так и в жизни в целом.


Беседовала эксперт по коммуникациям и связям с общественностью Наргиза Аликулова

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры