На пути к устойчивым Ресурсным центрам (мозговой штурм по созданию ресурсных центров/10-11 октября 2014)

Одним из основных результатов деятельности проекта является разработка и организация пяти пилотных Ресурсных центров (ПРЦ) для поддержки практик инклюзивного образования.

С этой целью группой экспертов был проведен первичный анализ ситуации с Ресурсными центрами, которые были созданы ранее в Узбекистане. Необходимо было выявить, какое понимание вкладывается ответственными специалистами в роль и функции «Ресурсного центра» в инклюзивном образовании в Узбекистане? В основном, понимание сфокусировано вокруг поддержки детей с использованием оборудования и других материальных ресурсов. Однако ресурсы – это не только оборудование. Это и инфраструктура, материалы, и, что самое важное человеческие ресурсы (кадры). Это люди, работающие в организации ресурсы, которые находятся в знаниях, навыках, мотивации.
Таким образом, первичный анализ ситуации с Ресурсными центрами (РЦ), основанный на интервью с представителями Министерства народного образования и самих Центров, наблюдениях в ходе визитов, информации от международных организаций и других материалах продемонстрировал следующую картину.

В основном, создание исследованных Ресурсных центров было тесно связано с международными и национальными инициативами по инклюзивному образованию. В последнее десятилетие в Узбекистане было создано “несколько” Ресурсных центров в рамках международных и национальных инициатив. В соответствии с пилотным проектом ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и МНО ‘Организация структур для поддержки инклюзивного образования в Узбекистане’ в 2008 г. были созданы РЦ в Ташкенте, Фергане, Хорезме, Намангане, Сурхандарье, Навои и Андижане Основные проблемные зоны, создающие вызов устойчивой работе ресурсных центров – это отсутствие правовой основы. Ресурсный центр работает скорее с целью методической поддержки учителям, нежели как центр, вкладывающий ресурсы в развитие инклюзивного образования. Отсутствуют необходимые кадры, а финансирование центров не предусмотрено.

В результате мозгового штурма, которой проводился 10-11 октября 2014 г. при участии национальных и международных экспертов проекта, специалистов Министерства народного образования, сотрудников Республиканского центра социальной адаптации детей (РЦСАД), было выработано первоначальное понимание Миссии и Видения Пилотных ресурсных центров, которые планируется открыть в рамках проекта.

Кроме того, ожидается, что сотрудничество с местным сообществом, образовательными и государственными учреждениями, ННО, СМИ и другими заинтересованными сторонами будет установлено путем подписания Меморандума о взаимопонимании.

По словам Эльвиры Назаровой (РЦСАД), «Деятельность проектных Ресурсных центров может быть эффективной и успешной только тогда, когда каждый сотрудник центра и вовлеченные в его деятельность представители будут чувствовать свою причастность, свой собственный вклад в развитие инклюзивного образования в Узбекистане. Миссией центра должно стать «Обеспечение прав детей с особыми потребностями путем кооперации различных услуг и организаций». Только при наличии совместных усилий, модель Инклюзивного образования даст возможность детям жить полноценной жизнью и развиваться».

Недавно организованные Пилотные ресурсные центры в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане»

1. Общеобразовательная школа No 324, г. Ташкент, Шахантахурский р-он, массив Коратош, Зам.директор: Шарапова Салима Муминовна
2. Общеобразовательная школа No 3, г. Термез, ул. Ф. Ходжаева, дом 9., Директор: Холмаматова Гульнора Турдибаевна
3. Общеобразовательная школа No 11, г.Наманган, ул. Бабуршох , дом 49, Директор: Хусанов Одилжон Холматович
4. Общеобразовательная школа No 17, г.Самарканд , ул. Фирдавси, 41 г.Ургенч, ул.Дустлик, 1, Директор: Ахмеджанова Феруза Ахмеджановна
5. Общеобразовательная школа No 10, г.Ургенч, ул.Дустлик, 1, Директор: Тулякова Райхон Кадамовна

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры