Литва – страна, где каждый ребенок обучаем

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная мудрость. Действительно, изучение международного опыта, расширение знаний и понимания ключевых направлений реформ и практик в сфере инклюзивного образования является важной составляющей в успешной реализации проекта. Действительно, что может быть эффективней, чем воочию убедиться в успешности программ и методик обучения в данной сфере?

Организация учебных поездок в страны-члены Европейского союза, где успешно внедрена и реализована политика по инклюзивному образованию, ознакомление с успешными международными примерами законодательных баз в данной сфере – является одним из основных направлений деятельности проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане». Учебная поездка была организована с 21 по 29 сентября 2014 года. Принцип репрезентативности – является основополагающим для вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс деятельности. Группа из 11 участников состояла из представителей Министерства образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Республиканского центра социальной адаптации детей (РЦСАД) и ННО. Необходимо отметить, что программа поездки была очень насыщенной. В рамках учебного тура необходимо было посетить 15 организаций, среди которых Министерство образования Литвы, Университет Шяуляй, дошкольное учреждение ‘Чиашкутис’ (Вильнюс), массовая школа и ресурсный центр ‘Ромува’ (Шяуляй), массовая школа ‘Павенчиаи’( Курсенаи) и др., а также ознакомиться с деятельностью родительских ассоциаций «Вилтис» и «Алгоимас», а также Ассоциацией педагогов специального образования, логопедов, арт-терапевтов. Участники поездки приняли активное участие в Международной конференции «Образование учителей для инклюзивных школ» и семинаре «Что на самом деле работает в специальном и инклюзивном образовании?».

Необходимо отметить, что Национальная политика Литвы по Инклюзивному образованию является комплексной, что отражается в ее общей страновой стратегии, а также финансовой и административных базах.

К примеру, План действий по образованию, разработанный Литвой на период 2014-2020 г.г. сфокусирован на доступности инклюзивного образования и качестве мульти-профессиональной поддержки образования детей с особыми потребностями и их семей.

Такие нормативные акты, как Закон «Об образовании», Государственная стратегия по образованию, предусматривают оказание педагогическо-психологической поддержки для всех детей. В школах образовательные практики могут отличаться, несмотря на то, что законодательная база
одна для всех образовательных учреждений.

В настоящее время в Литве в результате принятия серии необходимых законов и их совершенствования, дети с особыми потребностями учатся по той
же учебной программе, как и их обычней сверстники, при этом программа принимает во внимание индивидуальные потребности ребенка. Поддержка «особым» детям оказывается на всех уровнях, предоставляются технические вспомогательные устройства, учебные материалы и т.д.

В целях обеспечения равных возможностей для детей, проживающих в сельской местности, для участия в программах дошкольного образования, а также для родителей для совмещения семейных и профессиональных обязанностей, в сельских районах учреждены универсальные многофункциональные центры.
Особое внимание необходимо обратить на методологию финансирования школьного и дошкольного образования, которая была пересмотрена в 2011 году. Концепция «деньги следуют за ребенком» или «рюкзак ученика» предусматривает увеличение средств на 35%, если ребенок с особыми потребностями. В зависимости от семейного положения и статуса предусматриваются скидки для детей дошкольного возраста, а программа “Желтый автобус” обеспечивает транспортом детей, проживающих в сельской местности.

Наряду с комплексной законодательной базой, основным фактором успешности инклюзивного образования является подготовка учителей, которые должны уметь применять альтернативные методы обучения детей, имеющих особые потребности. И, конечно, немаловажным является толерантное окружение, снижение дискриминации, которое формируется только в процессе постоянного взаимодействия с лицами, имеющими особые потребности.

В данном направлении педагоги ведут постоянный обмен положительным опытом, который снижает непринятие «иного», «особого» ребенка в школьной среде и способствует его лучшему включению и социальной адаптации. Сотрудничество между семьями, учителями и другими специалистами, соратниками, сотрудниками, а также профессиональная сеть с другими соответствующими институтами – один из самых важных факторов в образовании детей с особыми потребностями. По словам эксперта проекта Лолы Муминовой из Ташкентского Педагогического Университета, им.Низами, «Опыт Литвы для нас эта стартовая площадка к которой мы должны стремиться. Конечно, Узбекистан еще не прошел тот путь, который для Литвы уже позади. С 1996 года на базе Ташкентского Педагогического Университета преподается курс «Инклюзивное образование» только на дефектологическом факультете, однако в рамках данного проекта мы должны начать подобное обучение уже для всех будущих педагогов, воспитателей, учителей начальных классов и предметников.

Новое, что я открыла для себя, так это то, что обучать и информировать будущих педагогов об Инклюзивном образовании возможно без каких-либо специально разработанных курсов или методик. И, конечно же, не оставило равнодушным в Университете Шяуляй оснащение факультета, и само его название «Социальное благополучие и изучение недугов».

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры