По пути создания инклюзивной системы образования в Узбекистане


17 февраля 2015 г. в Конференц-зале «Хоразм - Палас» в г.Ургенче состоялась Конференция, посвященная запуску деятельности проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемого Европейским Союзом. Данная конференция открыла серию конференций в четырех пилотных регионах проекта - Термезе, Намангане и Самарканде. Главная конференция, ознаменовавшая начало деятельности проекта в Узбекистане, прошла в городе Ташкент 29 мая прошлого года.

Г-н Доминик Уотерс, Глава отдела технического сотрудничества Делегации Европейского союза в Узбекистане, в своей приветственной речи отметил: «Данная конференция первой открывает Европейский год развития, а также ряд мероприятий, посвященных празднованию в честь Европейского Союза, как глобального донора, его сотрудничества с Узбекистаном и положительным воздействием таких проектов, как данный, на жизни людей в Узбекистане и по всему миру».

Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» начал свою деятельность в марте 2014 года, его основная цель - повысить качество услуг, оказываемых в сфере инклюзивного образования в Узбекистане. В течение двух лет проект призван внести свой вклад в образовательную и социальную инклюзию детей с особыми потребностями.

Кроме того, со стороны Делегации Европейского союза в Узбекистане была выражена благодарность партнерам проекта, в частности основному бенефициару проекта - Республиканскому центру социальной адаптации детей (РЦСАД), который на протяжении более чем 12 месяцев оказывает важную поддержку в реализации проекта. Слова благодарности также были выражены Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству труда и социальной защиты населения и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, которые оказали активную поддержку проекту и выразили намерения в дальнейшей поддержке его деятельности в пяти пилотных регионах – Ташкенте, Самарканде, Намангане, Ургенче и Термезе.

В четырех региональных конференциях приняли участие более 400 участников - представители Хокимиятов, областных управлений народного образования, здравоохранения, подразделений Министерства труда и социальной защиты, Республиканского центра социальной адаптации детей (РЦСАД), средних школ, детских дошкольных учреждений (ДОУ), ННО и других организаций, родители и дети с особыми потребностями, вовлеченные в процесс планирования и реализации практики инклюзивного образования. Цель прошедших конференций - ознакомить соответствующих экспертов и широкую общественность с проектом, c принципами и возможными практиками будущей более инклюзивной системы образования Узбекистана, а также, в целом, привлечь общество в целом к вопросам ограничений, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями и их семьи.

Мероприятия ознаменовали собой запуск деятельности  пилотных Ресурсных центров (ПРЦ), созданных на базе общеобразовательных школ в пяти пилотных регионах, что явилось результатом эффективного сотрудничества между Министерством народного образования и командой проекта, в Ургенче, Термезе, Намангане и Самарканде.

Мероприятия ознаменовали собой запуск пилотных Ресурсных центров (ПРЦ), созданных на базе общеобразовательных школ в пяти пилотных регионах, что явилось результатом эффективного сотрудничества между Министерством народного образования и командой проекта, в Ургенче, Термезе, Намангане и Самарканде.

На церемонии открытия пилотного ресурсного центра в г. Намангане, состоявшейся 23 февраля, Хоким города г-н Бекходжаев Баходир Маматович отметил: «...Искренне рад, что в нашем городе открывается Ресурсный центр при школе №11, который будет предоставлять качественные услуги в сфере инклюзивного образования. Каждый ребенок имеет право на любовь и уважение, независимо от его/её особых потребностей. Мы обязаны создать детям условия, чтобы они могли быть полноправными членами общества. Пользуясь моментом, хотел бы выразить свою признательность проекту, Республиканскому центру социальной адаптации детей, а также министерствам и ведомствам, которые оказали содействие в создании такого важного и нужного Ресурсного центра... ”

По словам г-жи Стефании Алишаускене, эксперта проекта по инклюзивному образованию, «Пилотные Ресурсные центры позволят скоординировать усилия, направленные на инклюзивное образование, помогут определить нехватку услуг в сфере инклюзивного образования, а также по мере возможности будут предоставлять подобные услуги. Кроме того, Пилотные Ресурсные центры будут способствовать реализации ряда предстоящих мероприятий проекта, таких как идентификация, около 700 детей с особыми потребностями, которые будут вовлечены в обучение в пилотных массовых школах и ДОУ в пяти пилотных регионах».

В ходе конференций обсуждались такие важные вопросы, как основные принципы инклюзивного образования, инклюзивные практики в подготовке кадров для инклюзивного образования и пилотирование практики инклюзивного образования на местном уровне, повышение осведомленности населения относительно успешных практик в сфере инклюзивного образования, правовые основы инклюзивного образования и другие. Международные эксперты проекта, поделились опытом в сфере инклюзивного образования за рубежом, а также подробно описали цели и задачи проектной деятельности в Узбекистане.

По словам руководителя проекта г-на Юргена Беккера, «В рамках одного из трех основных направлений проектной деятельности, ведется подготовка проекта Национальной стратегии по инклюзивному образованию на 2015-2017 годы, для дальнейшего утверждения Правительством Республики Узбекистан. Стратегия предусматривает определение успешных инклюзивных практик образования в Узбекистане, последующую разработку законодательных и финансовых рамок для применения данных инклюзивных подходов образования к детям с особыми потребностями. Кроме того, этот документ обеспечит оптимальное взаимодействие между государством, гражданским обществом и другими сторонами, вовлеченными в реализацию инклюзивного образовательного подхода к каждому отдельному ребенку с особыми потребностями в образовании».

В рамках прошедших четырех конференций среди участников была также предусмотрена групповая работа с целью определения положительных и затруднительных факторов в реализации инклюзивного образования, особенно принимая во внимание региональный и культурный контекста.




Для справки:

Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», финансируемый Европейским Союзом, реализуется в период с марта 2014 года по март 2016 года (24 месяца) в пяти пилотных регионах - Ташкенте, Самарканде, Намангане, Ургенче и Термезе. Бюджет проекта составляет 1 995 000 ЕВРО. Главным бенефициаром проекта является Республиканский центр социальной адаптации детей (РЦСАД). В рамках проекта предусмотрено включение около 700 детей с особыми потребностями дошкольного и школьного возраста в учреждения системы общего образования.

Проект также осуществляет свою деятельность в тесном партнёрстве с Министерством народного образования, Министерством высшего и средне-специального образования, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты населения, Министерством финансов Республики Узбекистан. Также ряд ННО, оказывающих поддержку детям с особыми потребностями, их семьям, преподавателям и членам педагогического коллектива и т.д., призваны получить пользу от различных мероприятий проекта и в свою очередь внести вклад в успешную реализацию проекта.

За дополнительной информацией о Делегации Европейского Союза, и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном, пожалуйста, обращайтесь к Анвару Рахметову, сотруднику Отдела прессы, политики и информации (тел. 1201601/02/03 доп. 120, email: Anvarjon.Rahmetov@eeas.europa.eu) и Акмалю Рустамову, Менеджеру проектов Отдела по вопросам сотрудничества (тел. 1201601/02/03 доп. 117, email: Akmal.RUSTAMOV@eeas.europa.eu)

Все материалы

Контакты

Офис проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Республике Узбекистан"
Республиканский центр социальной адаптации детей
Абдулла Каххар, 34
Ташкент 100100
Узбекистан
Тел: (+99890) 980-82-98
Email: inklyuzivnoe.obrazovanie@hd-ie.com


Информация о Родительских клубах в Узбекистане:


Родительский клуб в г. Ургенч
Основан: сентябрь 2015 г.
Количество членов: 142 родителя
Контактное лицо: Ибрагимова Муяссар
Тел: (+998 93) 922-71-22

Родительский клуб в г. Термез
Основан: февраль 2015 г.
Количество членов:  14 родителей
Контактное лицо: Мая Ганиева
Тел:  (+99891) 580-30-65

Родительский клуб в г. Наманган
Основан: май 2015 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Нилуфар Худойкулова
Тел:  (+99891) 368-05-78
Родительский клуб в г. Самарканд
Основан: февраль 2014 г.
Количество членов: 25 родителей
Контактное лицо: Рахматуллоева Рохат Абдугаффаровна – Председатель
Тел: (+998 91) 559-85-21 


Партнеры